Урок физики по теме Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
267 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 8 класс, 9 класс

Разделы: Физика

Преподаватель: Попова Надежда Анатольевна — учитель физики

Образовательное учреждение: МБОУ Бударинской СОШ Новоаннинского района Волгоградской области

Добавлено: воскресенье, 11.08.2013

Описание:

Тема урока : Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

Урок в 8 классе

Учитель физики – Попова Надежда Анатольевна МБОУ Бударинской СОШ Новоаннинского района Волгоградской области


Цель.

Обучающая:

  • Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, применять свои знания в новой ситуации, формировать навыки работы с интерактивной приставкой Mimio, умение решать расчетные, экспериментальные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.

Развивающая:

  • Развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.

Воспитательная: Воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, взаимопонимание, чувство ответственности, этики работы в парах.

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Решение задач на применение закона Ома для участка цепи.

4. Изучение новой темы.

5. Расчет удельного сопротивления проводника.

6. Повторение соединения амперметра и вольтметра

7. Практическая работа.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание

Оборудование: Амперметр и вольтметр (демонстрационные), источники тока, амперметры, вольтметры лабораторные, исследуемые проводники, соединительные провода, ключи, комплект Mimio

Этап урока

Использование Mimio

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап. 

Слайд 1

Объявляется тема урока и цели

Записывают тему в тетрадь

2. Актуализация знаний. 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

Слайд 3

Учитель предлагает учащимся знания формул и законов, используя игровую ситуацию.

1.Под шариками спрятались буквы зашифрованного слова. Необходимо установить соответствие между физической величиной и прикрепленной к шарику формулы , лопнув шар открыть букву и записать маркером ее в таблицу

2. Аналогичная ситуация, задание для проверки единиц измерения физических величин

Работа с интерактивной доской

3. Повторение закона Ома для участка цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Учитель:

- Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

- Как вычислить напряжение, используя закон Ома?

- Сопротивление?

Применяя закон Ома для участка цепи, заполните таблицу. Решение задач на применение закона Ома для участка цепи проводится с помощью заполнения таблицы.

Для проверки выдвигаем спрятанные ответы

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Ученик заносит результаты в таблицу.

 

4. Изучение новой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Учитель.

На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите её.

 

 

 

 

 

 

Учитель.

Выясним: от чего зависит сопротивление проводника?

Демонстрация ЭОР со 2 страницы

Страница 3 Установим зависимость сопротивления от длины проводника

. Сила тока увеличилась, напряжение осталось прежним. Следовательно: сопротивление зависит от длины проводника.

Страница 4 Установим зависимость от площади поперечного сечения.

Сила тока увеличивается. Делаем вывод. Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: чем больше площадь, тем меньше сопротивление (и наоборот, чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление).

Страница 5 Установим зависимость сопротивления от рода вещества.

Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен.

Страница 6

Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника (длины и площади поперечного сечения) и вещества, из которого он изготовлен, впервые установил Георг Ом.

Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника.

  

Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1метр, площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр называется удельным сопротивлением проводника.

  •  - удельное сопротивление проводника
  • S - площадь поперечного сечения проводника,
  • l - длина проводника

Единица удельного сопротивления в системе СИ является 1 Ом *м, или 

Значения удельного сопротивления проводника приведены в таблице 8 (стр.105 учебник физика 8 класс, автор А.В.Пёрышкин)

Учащиеся:

1. Электрическое поле положительных ионов действует на электроны и уменьшает их скорость. В результате уменьшается сила тока, увеличивается сопротивление проводника.

2. Электрическое поле, созданное электронами, тоже влияет на соседние электроны, уменьшая их скорость, а значит и уменьшает силу тока, увеличивает сопротивление проводника.

 

 

 

Записывают в тетрадь зависимости сопротивления

Ученики по очереди  у доски работают с интерактивным стендом

5. Решение задачи на расчет удельного сопротивления проводника

 

 

Слайд 6

Задача. Определите сопротивление телефонного провода между городами Южно-Сахалинском и Томари, если расстояние между ними 180 километров, а провода сделаны из железной проволоки поперечного сечения 12 квадратных миллиметров.

Для проверки записи условия выдвигаем готовое за «книгу».

 

 

Ответ спрятан за ширмой.

 

 

Учащиеся записывают условие задачи в тетрадь

 

Учитель приглашает ученика к доске записать маркером  решение задачи.

6. Повторение соединения амперметра и вольтметра

 

Слайд 7

Повторим, как соединяют амперметр и вольтметр в цепи. Посмотрите на схемы и найдите, в какой схеме ошибка.

 

 

 

Повторяем, как определить цену деления приборов.

 

Ученик выбирает правильные рисунок и ответ автоматически проверяется.

 

Результаты измерений приборов записывают в тетрадь.

7. Практическая работа

 

Если есть документ-камера  и недостаточное количество приборов на класс , можно провести практическую работу на демонстрационном столе спроецировав опыт на доску.

Учитель:

Ребята, на столах у вас находятся приборы: амперметр, вольтметр, проводник в виде спирали, соединительные провода, источник тока. Проводник изготовлен из железа, площадь поперечного сечения 1 квадратный миллиметр.

Как можно определить длину проводника?

В результате обсуждения приходим к выводу:

1) Растянуть проводник и измерить его длину. Затем, чтобы проводник принял форму спирали, намотать его на карандаш.

2) Измерить с помощью амперметра и вольтметра силу тока и напряжение на проводнике, вычислить его сопротивление. Затем, используя удельное сопротивление и площадь поперечного сечения, вычислить длину проводника

 

Учащиеся выполняют практическую работу вторым способом..

Результаты работы проверяет учитель.

 

8. Рефлексия. (Подведение итогов.)

 

Слайд 8

Сопоставить вопросы и ответы, подтягивая их в нужное место.

 В результате получаем радугу, которая сама говорит о благоприятном исходе урока. Озвучиваются оценки за работу.

Работа с доской

9. Домашнее задание: 

 

П.  45, 46, упражнение 20 № 2 (а), 4.

 

Записывают задания в дневник