Учимся со сказкой. Коррекция когнитивных процессов у учащихся начальных классов с ОВ3

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
253 пользователя проголосовало, и Вы.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 1 класс

Разделы: Коррекционная педагогика (для детей с ограниченными возможностями)

Преподаватель: Лисина Екатерина Михайловна. — педагог-психолог

Образовательное учреждение: ГБОУ специальная коррекционная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Добавлено: понедельник, 12.08.2013

Описание:

Цикл занятий по коррекции когнитивных процессов у учащихся младших классов с ОВЗ «Учимся со сказкой».

Занятие:  «Приключения Красной шапочки».

Автор-составитель: педагог-психолог ГОУ СКШ №7 Лисина Е.М.

Цель занятия: коррекция когнитивных процессов у учащихся младших классов с ОВЗ.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

 

  1. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции;
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие;
  3. Развивать пространственную ориентировку;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Развивать речь.

Образовательные:

  1. Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина);
  2. Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз.

Воспитательные:

  1. Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
  2. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие;
  3. Воспитывать уважение друг к другу;
  4. Воспитание эстетических чувств.

 

Актуальность: Когнитивные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Большой вклад в изучение и развитие когнитивных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,  Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Школьный, в большей степени младший школьный, возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Предлагается занятие, в котором учащиеся не только знакомятся со сказкой и её героями, но и включаются в решение занимательных заданий, направленных на развитие  и коррекцию когнитивных процессов.  В ходе занятий решались задачи по развитию различных типов восприятия, совершенствованию мыслительных операций, повышению уровня внимания и памяти, развитию мелкой моторики руки и зрительно-пространственной координации, по повышению скорости протекания мыслительных процессов. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.

Занятие ориентировано на учащихся младших классов, в возрасте 7 – 10 лет. На основе использования интерактивной системы  Мimio, которая дает  возможность педагогу провести увлекательное игровое занятие  с детьми  на современном уровне.

Принципы работы:  К предлагаемым в данном проекте заданиям необходимо  подходить  с  учетом индивидуальных особенностей детей.  Комплектование и количество игр и упражнений варьируются ведущим.  Возможно сократить занятие, чтобы избежать переутомление детей в соответствии с их настроением.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ 

 

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся. 

2 мин.

2

Загадка о Красной шапочке.

2 мин.

3

Упражнение «Найдите Красную шапочку».

1 мин.

4

Загадки «С чем пирожки?»

3 мин.

5

Упражнение «Что в корзинке?»

1 мин.

6

Упражнение «Что растёт в лесу?»

2 мин.

7

Упражнение «Описываю предметы»

2 мин.

8

Упражнение «Найдите 10 отличий»

5 мин.

9

Гимнастика для глаз «Проведи дорожки».

2 мин.

10

Упражнение «Кто первый?».

2 мин.

11

Упражнение «Что ест бельчонок?».

2 мин.

12

Упражнение «Собери грибы и ягоды».

2 мин.

13

Упражнение «Пройди по дорожке».

2 мин.

14

 Упражнение «Где спряталась бабушка?»,

« Назови предметы одним словом»

2 мин.

15

Упражнение «Собери картинку».

2 мин.

16

Упражнение «Что самое большое?»

2 мин.

17

Упражнение «Расшифруй слово».

3 мин.

18

Завершение занятия.

2 мин.

 

Итого:

40 мин.

 

 

 

Описание листов.

 

ЛИСТ 2. Жила-была маленькая хорошенькая девочка. Она жила в деревне со своей мамой. А в другой деревне, которая находилась через лес, жила её бабушка.

 

Бабушка девочку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

 

Задание: Нужно отгадать имя девочки.

Бабушка подарила внучке на День рождение шапочку из красной материи. С тех пор она её никогда не снимала и всюду ходила в ней. Все в округе стали звать девочку Красная шапочка. Посмотрите, какая она красивая!

Цель: Настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся. 

 

ЛИСТ 3. Все любили Красную шапочку, потому что она была очень добрая и хорошая девочка.  У Красной шапочки было много подружек.

Задание: Постарайтесь найти её среди других девочек.

Цель: развитие и коррекция внимания, памяти.

 

ЛИСТ 4. Как-то раз испекла мама пирожки и сказала дочке: 
- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей эти пирожки.

Задание: Узнайте, с чем испекла пирожки мама, отгадайте загадки.

Цель: коррекция мышления.

 

ЛИСТ 5.  Вместе с пирожками мама положила в корзинку горшочек с вареньем и горшочек с маслом.

Задание: Покажите, какие продукты мама отправила к бабушке?

Цель: развитие и коррекция памяти.

 

ЛИСТ 6.  Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню через лес. 

Задание: Посмотрите внимательно на картинку. Скажите, что на ней изображено? Найдите среди рисунков, стоящих под картинкой те, которые изображают лесные растения. Вставьте картинки в пустые клеточки.

Цель: развитие мыслительных операций, умения соотносить предметы, коррекция внимания.

 

ЛИСТ 7. Красная шапочка шла по лесу и рассматривала грибы, ягоды, цветы. Ей всё очень нравилось, и она даже стала описывать всё то, что видит.

Задание: Отгадайте, о ком так говорят? (Крепкий, шляпочный, съедобный – это …)

Цель: развитие и коррекция восприятия, мышления.

 

ЛИСТ 8. Идёт-идёт Красная шапочка лесом, а навстречу ей – серый волк. Девочка поздоровалась с волком и рассказала ему, что идёт навестить свою бабушку, и что несёт ей пирожки, масло и варенье.

Задание: Найдите на второй картинке отличия.

Цель: развитие и коррекция внимания.

 

ЛИСТ 9. Волк был очень голодный и решил съесть девочку и её бабушку. Он показал Красной шапочке неправильную дорожку, которая была очень длинная, а сам побежал к домику бабушки короткой дорожкой.

Задание: Проведите дорожку от бабочки к цветочку пальчиком в воздухе (потом глазами).

Обведите контур грибов пальчиком в воздухе (потом глазами).

Цель: снятие усталости, напряжения с глаз, профилактика нарушения зрения,  физкультминутка.

 

ЛИСТ 10. Серый волк решил прийти к домику бабушки первым.

Задание: Покажите первого попугая, первую улитку, первый мячик, первый кувшин.

Цель: развитие и коррекция восприятия.

 

ЛИСТ 11. Красная шапочка шла по лесу не торопясь, по пути то и дело останавливалась, чтобы нарвать цветов или покормить зверюшек.

Задание: Посмотрите, чем можно накормить бельчонка? Найдите, что он ест?

Цель: развитие и коррекция мышления.

 

ЛИСТ 12. Красная шапочка шла уже очень долго по лесу и она стала думать, что заблудилась. Она испугалась, что уже никогда не увидит ни маму, ни бабушку…  Как вдруг, она услышала, как кто-то разговаривает. Она пошла на голос и вышла на полянку, на которой в это время медведь и ёжик делали запасы на зиму. Они собирали грибы и ягоды.

Задание: Помогите разложить ёжику и медведю грибы и ягоды в ящики.

Цель: развитие и коррекция произвольного внимания.

 

ЛИСТ 13. В благодарность за проделанную работу ёжик и медведь подарили Красной шапочке карту дороги к бабушкиному домику.

Задание: Пройдите по дорожке к домику.

Цель: развитие мелкой моторики руки.

 

ЛИСТ 14. А волк в это время уже подбегал к домику. Бабушка как раз поливала на окне цветы. Она так испугалась волка, что быстро забралась в шкаф.

Задание: Покажите, куда спряталась бабушка? Как называются эти предметы? Как их можно назвать одним словом?

Цель: развитие и коррекция мышления.

 

ЛИСТ 15. Волк забежал в дом, но не нашёл бабушки. Тогда он очень  сильно разозлился, лёг в постель и стал поджидать девочку.

Задание: Соберите картинку.

Цель: развитие и коррекция внимания.

 

ЛИСТ 16. Красная шапочка заметила, что у бабушки очень большие руки, большие уши и зубы.

Задание: Покажите самые большие картинки.

Цель: развитие и коррекция внимания, обучение детей сравнению предметов по размеру.

 

ЛИСТ  17. В это время залаяла собака. Волк испугался и выпрыгнул в окно.

Задание: Соберите слово и угадайте, чья это была собака. Для этого нужно заменить цифры на буквы.

 Цель: развитие и коррекция произвольного внимания.

 

ЛИСТ 18. Молодцы, вы спасли Красную шапочку и её бабушку от голодного волка. Теперь они с нами прщаются.

Рефлексия. 

Вопросы детям: Что понравилось больше всего? Какое задание понравилось выполнять больше всего?  Что вы запомнили, побывав в гостях у Красной шапочкой? и т.д.

Завершение занятия. А теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Список литературы:

 

  1. Шарль Перро «Красная Шапочка».
  2. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – 2-е изд., М.: АРКТИ, 2004.
  4. Осипова А.А., Малашинская Л.И., Диагностика и коррекция внимания. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004.
  6. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010.