Словари в нашей жизни

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
225 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс

Разделы: Коррекционная педагогика (для детей с ограниченными возможностями)

Преподаватель: Белова Наталия Юрьевна Ермакова Арина Геннадиевна — учитель-дефектолог

Образовательное учреждение: ГОУ О(С)ОШ № 10 Калининского р-на СПб

Добавлено: суббота, 17.08.2013

Описание:

Данный проект относится к разделу «Коррекционная педагогика»

Методическое пособие к проекту

«Словари в нашей жизни»

 

 

Проект «Словари в нашей жизни»»  состоит из 23 листов. Выбор формы урока: «урок – игра». Целью этого урока является:

  • обобщение и систематизация знаний о словарях;
  • актуализация знаний по лексике и фразеологии;
  • развитие речи и активизация словаря учащихся;
  • повышение интереса к родному языку.
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения работать в коллективе.

В начале урока ученица читает отрывок из стихотворения В. Шефнера

 

                                                   Это так, а не иначе.

                                                   Ты мне, друг мой, не перечь:

                                                   Люди стали жить богаче,

                                                  Но беднее стала речь…

 

Учитель озвучивает тему урока, и проводит беседу. В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и   значений. Ребята, а какие вы знаете словари? Лист 1,2.

 

                            

 

Орфографический, орфоэпический, словарь иностранных слов, словарь синонимов и  антонимов, словообразовательный, терминологические словари, географические, математические, астрономические, музыкальный, словари имён и фамилий, энциклопедия,  фразеологический, толковый словарь, этимологический и другие. Демонстрация фрагмента кинофильма «Двенадцать стульев»(скрыто за книгой). Лист 3

 

 

          Лист 3.                                                             Лист 4.

              

 

 

А собирать слова в России начали давно. Но только благодаря научному подвигу Владимира Ивановича Даля появился 4-х томный «Толковый словарь». Над составлением своего словаря Даль работал свыше 50 лет. (Лист 4)

 

Сценка по мотивам романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев»: Остап Бендер и Эллочка – людоедка. Фоновая заставка. Звуковой файл с песней. (лист 5)

Костюмированный выход учащихся в роли словарей. Лист 6.

Орфографический словарь

Словарь иностранных слов

Орфоэпический словарь

Толковый словарь

Энциклопедия

Фразеологический словарь

 Задание. Вставьте пропущенные буквы. Что означает это выражение: «Оглавление, как нить Ариадны, помогает нам, когда мы берём в руки книгу»

(Словари учат Эллочку грамоте). Словари по очереди выходят и рассказывают о себе. При помощи стилуса они открывают шторки, рассказывают о том, какое значение они имеют. За книгами спрятаны ответы.

Орфографический словарь: Здравствуй! Возьми меня, я – орфографический словарь. Без меня не обойтись ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно. Я помогу написать тебе любое слово. Вот смотри: слово «Оглавление» в твоём предложении пишется так: (открывает страницу и читает по слогам) ОГ – ЛАВ – ЛЕ – НИ – Е.

 

Лист 6.

 

Лист 7. Викторина.

 

А сейчас наши друзья – словари предлагают сыграть с ними и посмотреть, как вы научились ими пользоваться. Две команды -  на сцену!

Участники игры делятся на две команды. Игра начинается с выбора командами названия. Вращая интерактивную стрелку, команды выбирают тему. При помощи гиперссылки, расположенной около каждой темы,  участники оказываются на странице одного из словарей.

В правом нижнем углу каждой темы расположен значок (гиперссылка), позволяющий вернуться в начало проекта, к волчку.

 

                                                 лист 7.

 

                 Лист 8. Орфографический словарь

 

Задание: За одну минуту необходимо исправить орфографические ошибки.

 

                                  

 

 

Лист 9,10. Фразеологический словарь.

 

Участники оказываются в «море фразеологии», где им за одну минуту предлагается определить значение данных фразеологизмов. Переместив картинку с дельфином, на экране появляется задание. Участники первой команды  соединяют фразеологизмы из левой колонки с их значениями в правой колонке при помощи линии.

 

                           лист  9

 

Задание для второй команды аналогично. Только здесь необходимо достать из «волшебного сундучка» значение фразеологизма и правильно поставить его напротив стрелки.

 

     лист 10

 

Лист 11,12. Этимологический словарь.

 

В русском языке есть очень древние слова, которые, послужив людям, исчезают. Посмотрите на изображение древнего русского воина и вспомните, как назвались его доспехи? (шлем, копьё, меч ,щит..).

Вопрос первой команде: В левом нижнем углу спрятано задание. Вы слышали, наверное, слово «ошеломить». «Он меня ошеломил», то есть чем-то удивил, поразил. А идет это от древних времен, когда воины сражались в тяжелых доспехах. Если воина сильно ударяли по шелому, он терял сознание, падал и не мог биться. Его «ошеломили». О чем идет речь? Что лежит в «таинственном  ящике»?  Ответ: Шлем. В правом верхнем углу картины спрятано изображение шлема.                                                

          

Вопрос второй команде.

 

В XVI веке русский царь Иван IV выпустил деньги - монеты с изображением всадника с копьем. Как назывались такие монеты?  Подберите родственные слова к этому слову. Ответ: Такие монеты стали называть копейками. В слове копьё исторически выделяется корень коп - , тот же самый, что и  в слове копыто. Оба слова были образованы от глагола копать, они обозначали орудия, очевидно, и копьем вначале копали землю, а уж потом приспособили его для защиты от врагов и превратили в оружие.

 

 

 

 

Лист 13. Словарь ударений.

 

На этой страничке командам предлагается вспомнить нормы русского ударения и за минуту правильно расставить ударения в словах. Правильные ответы спрятаны в словаре ударений.

 

 

 

Лист 14,15,16.  Толковый словарь.

 

На этих страницах  в игровой форме можно провести словарную работу по уточнению значения данных слов. За лучами солнца – подсказки, а за ? – ответы . За одну минуту команды составляют слова .

 

                  

                        

 

 

Лист 16.

 

Задание: Объясните значение слова  при помощи пантомимы.

За одну минуту капитаны команд, выбрав определенную тему, должны показать другой команде слово при помощи пантомимы. Слева спрятаны ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист 17,18. Словарь антонимов.

 

Задание команде №1.

Поменяйте слова во фразах на антонимы и получите известную пословицу.

Ответы: 1.Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2.Правда глаза колет.

 

 

 

 

Задание команде №2.

 Вставьте пропущенные слова и прочитайте пословицу.

 

 

Лист 19,20,21. Словарь пословиц и поговорок.

 

Беседа. Ребята, что такое пословица? А какие пословицы вы знаете?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. - Словарь русского языка. Ожегов С. И.

«В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое» - Гоголь Н. В. о пословицах.

 

                        

 

 

 

 Задание для зрителей.

 

Расшифруйте пословицу.

 

 

 

Ответ: На словах густо, а в голове пусто. 

 

Лист 22,23. Словарь синонимов.

 

Задание команде №1.

 Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам:

 торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.

За картинками акулы, краба, рыб и дельфинов,  спрятаны   правильные ответы.

Задание команде№2.

 Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

 

 

         

 

В конце урока подводятся итоги.   Жюри оценивает работу двух команд и оглашает результаты.