Корни с чередующимися гласными

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
235 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Разделы: Русский язык

Преподаватель: Васильева Светлана Валерьевна — учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: ГОУ СПО Педагогический колледж № 2 СПб

Добавлено: воскресенье, 18.08.2013

Описание:

Корни с чередующимися гласными

Чередование гласных в корне слова

 

Урок посвящен работе с гласными буквами корня. Прежде всего стоит напомнить ученикам, что такое корень слова, поэтому второй слайд урока посвящен работе с омонимичными корнями. Здесь мы можем не только попросить выделить все слова, корень которых имеет значение, приведенное наверху слайда, но и спросить, какие ещё группы однородных слов они видят. Кроме того, можно поработать с незнакомыми словами, для этого пять значений слов (вероятнее всего, не знакомых пятиклассникам) даны на  вкладках с восклицательными знаками (нужно потянуть вкладку за восклицательный знак и она появится на экране).

На следующем слайде есть иллюстрации к этим словам. Можно разместить слова на картинках, которые их иллюстрируют: обратите внимание, что для слов «привод» и «наводить» картинок нет, но это легко объясняется: приводом к компьютеру является CD (или DVD) дисковод — хорошо знакомое ребятам устройство, а слово «наводить» учащиеся могут сами попробовать в разных словосочетаниях: «наводить мышку», «наводить мост», «наводить порядок» и т. д. Кроме того, на одну картинку попадают сразу два слова: «полноводный» и «водоизмещение». Попросим школьников составить предложения со всеми словами с этого слайда, обязательно акцентировав их внимание на различии между словами «поводок» и «паводок».

Следующий (четвертый) слайд напомнит школьникам, как нужно работать с проверочными словами: многие из них забывают, что в проверочном слове проверяемая гласная должна стоять под ударением, поэтому в справочном материале приведены не только те слова, которые могут быть проверочными, но и другие однокоренные или имеющие омонимичный или похожий корень. Можно вызвать одного ученика, чтобы он поставил все проверочные слова, можно вызывать по одному: по цепочке или тех, кто нашел следующее проверочное слово. Очень внимательными нужно быть с двумя словами: «карандаш» — словарное слово и «загорел» — с чередованием, о чём школьники пятого класса ещё не знают (а вот если материал используется для повторения, то ребята должны об этом помнить). Пятиклассникам же мы скажем о том, что слово «загорел» проверить нельзя и именно об этом мы будем говорить на уроке.

На пятом слайде приведены слова, в которых чередуются гласные а//о. Просим ребят найти однокоренные слова и выписать корни с чередованиями, как это показано на доске в примере. В результате в тетрадях должен появиться список корней, которые мы назовем вслух прежде, чем перейти к следующему слайду, чтобы школьники могли проверить запись в тетради.

На шестом слайде выведено правило выбора буквы в корне -кос-//-кас- (оно прикрыто шторкой на случай работы над повторением этого правила, а не первого знакомства с ним), школьники отрабатывают его, вставляя буквы в написанные на доске слова. Если материал используется не в пятом классе, то правило можно не открывать, а после того, как все буквы будут вставлены, сформулировать и проверить. Седьмой и восьмой слайды сделаны аналогично и предлагают работу с корнями -раст-//-ращ-//-рос-, -гор-//-гар-, -зор-//-зар- и -клон-//-клан-. При этом на шестом слайде есть два словосочетания, с которыми разумно познакомить пятиклассников (или напомнить более старшим школьникам) – тянем за восклицательные знаки, можно составить с ними предложения и объяснить, что такое «неприкосновенный запас» и «дипломатическая (или любая иная) неприкосновенность»; на седьмом слайде – список некоторых наиболее часто встречаемых исключений из правила — снова тянем за восклицательный знак.

Девятый слайд построен немного иначе: правило не сформулировано. Сделано это потому, что разные учебники дают разную его формулировку, я же предпочитаю знакомить учащихся с обеими. Поэтому, выполнив первое задание на этом слайде, все вместе формулируем правило и вносим необходимые дополнения в его изображение, а затем выполняем второе задание.

Десятый слайд дан с ознакомительной целью: понятно, что некоторые учебники об этих корнях вообще не упоминают, поэтому при желании (вернее, нежелании учителя) его можно пропустить. Но в старших классах я бы напомнила школьникам о существовании этих корней и правилах их написания.

Одиннадцатый слайд знакомит с правилами выбора буквы в корнях с чередованием гласных е//и, потянув за восклицательный знак, вытягиваем на слайд правило, после того как выполнили задание и попробовали его сформулировать самостоятельно.

Двенадцатый слайд предполагает комплексную работу с использованием всего, что мы знаем о корне слова. Здесь может поработать десять человек, каждый с одной цифрой. Важно, чтобы ученик, работая у доски, вслух комментировал свои действия: объяснял, чем руководствовался, вставляя букву и убирая словосочетание, потому что возможны разные варианты: например, в первом задании можно выбросить третье словосочетание, потому что мы вставили туда букву «и», в то время как в два другие — букву «е», а можно второе, потому что только в нем корень с чередованием гласной, а в двух других — гласная корня проверяется ударением. Если учителю хочется, он может спросить у класса, какие ещё варианты выполнения задания существуют. Правильным признаётся любой ответ, который верно обоснован. После выполнения всех заданий можно обратить внимание класса на словосочетание «умирающий лебедь», которое обычно вызывает хихиканье (кстати, оно довольно часто используетя в языке), и немного рассказать о его истории, познакомить ребят с именами Сен Санса, Анны Павловой, Михаила Фокина, Майи Плисецкой,  а также показать этот танец в исполнении Плисецкой: для этого нужно растянуть прямоугольник, который находится в верхнем правом углу слайда и нажать на стрелку в его центре (растягивая прямоугольник, постарайтесь сохранить соотношение сторон 3:4, чтобы не исказить изображение). Можно затем поговорить о чувствах и мыслях, рождённых танцем, или написать мини-эссе.

Тринадцатый слайд знакомит ребят с чередованием в корне букв а(я) с ин(им). Здесь же нужно выполнить задание , которое заставит ещё раз вспомнить все корни с чередованиями, подчеркнув или выделив их маркером в общем списке слов.

Последний (четырнадцатый) слайд предлагает работу по сортировке слов (на каждый корень приведено одно слово) по способу их проверки: наличие суффикса -а-, ударение, последняя согласная корня. Ребята увидят, что группы получились неодинаковые по размеру. При этом останутся слова с корнями -равн-, -плов- и -мак-, можно ещё раз напомнить о них (вослицательный знак поможет сформулировать вопрос), а также спросить, какие слова в этом списке не представлены (с чередованием а(я)//ин(им)).

Напомню, что как всегда при работе с интерактивной доской учитель должен заранее продумать, какие записи должны появиться в тетрадях школьников: переписать ВСЁ они не успеют, да это и не нужно.