В мире звуков. Часть третья. Музыкальные звуки

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
223 пользователя проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Здоровье, Коммуникация, Музыка, Познание, Социализация

Преподаватель: Гончарова Татьяна Евгеньевна — музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 79 Приморского района Санкт-Петербурга.

Добавлено: пятница, 21.02.2014

Описание:

Методическое пособие к проекту

«В мире звуков. Часть третья. Музыкальные звуки»

Автор проекта – Гончарова Татьяна,

музыкальный руководитель

ГБДОУ № 79 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Проект предназначен музыкальным руководителям и воспитателям для проведения исследовательско-познавательной работы с детьми и родителями в рамках среднесрочного проекта «В мире звуков». В данной части проекта мы вместе с персонажем Звукариком исследуем музыкальные звуки - узнаём о характеристиках музыкальных звуков (высоте, тембре, громкости, длительности), о музыкальных инструментах, о строении голосового аппарата, отгадываем загадки про звуки и инструменты.

Данный проект может быть также использован в школах искусств, музыкальных школах и общеобразовательных школах при изучении физики и музыкальных предметов.

Проект состоит из 23 листов.

Для простоты работы на всех листах в нижнем правом углу использована картинка , которая открывает звуковой файл с текстовым сопровождением данной страницы проекта.

Если провести курсором по листу, и где-либо появится ладошка с цепочкой из двух звеньев вместо синей стрелочки-курсора, значит там гиперссылка, если звёздочка – это анимация, нужно нажать на неё – появится изображение, треугольник показывает на наличие звукового файла.

Необходимое оборудование:  интерактивное устройство MIMIO, компьютер, экран, музыкальный центр, музыкальные инструменты.

 

1 лист.

Название проекта «В мире звуков. Часть третья. Музыкальные звуки»

2 лист.

Музыкальные звуки имеют определенные характеристики: высота, тембр, громкость и длительность. Их можно спеть, сыграть на музыкальном инструменте и даже записать нотами.

3 лист.

По высоте звуки бывают высокие и низкие - чем быстрее колеблется звучащий предмет, тем выше сам звук.

Картинка и название листа – гиперссылки.

4 лист.

Ноты – звуковые файлы.

Нажми на нотки и определи, где звук выше? Потяни за скрипичный ключ и найди высокие звуки.

5 лист.

Ноты – звуковые файлы.

Нажми на нотки и определи, где звук ниже? Потяни за скрипичный ключ и найди низкие звуки.

6 лист.

Нажми на лесенки и определи, в какую сторону звук понижается?

Проверь себя, нажав на квадраты под лесенками.

7 лист.

Поиграй на клавиатуре от нотки вправо и влево, и определи, в какую сторону звук повышается?

Проверь себя, нажав на стрелочки.

8 лист. Отгадай загадки:

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет… 

У скрипки есть огромный брат. 
Огромней он во много крат!
Смычок коснётся струн сейчас, 
И мы густой услышим бас! 

Проверь себя, нажав на звёздочки рядом с загадками. Нажми на инструменты и определи, у какого инструмента звук выше?

9 лист. Голосовой аппарат состоит из трех основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Воздух, которым мы дышим, выходит из легких через дыхательное горло в гортань. В гортани у человека находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться, и слышится звук.

Название листа и нижняя строка – гиперссылки.

10 лист.

Поиграй своим голосом и покатайся на вокальных горках. Выбери любую букву и горку. Следуй голосом за направлением линий.

11 лист. Тембр - это окраска звука.

Тембр звука зависит от формы инструментов и материалов, из которых они сделаны. Про тембр говорят, что звук мягкий, резкий, густой, певучий. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр.

Найди противоположное значение словам слева. Проверь себя, нажав на звёздочку около знака вопроса.

12 лист. Отгадай загадку:

Расскажу тебе, дружок, - в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент музыкальный инструмент.

Если нажать на слова загадки, то по гиперссылке можно прочитать про музыкальный инструмент флейту. Нажав на картинку слева, послушаем, как звучит флейта пикколо, а справа – флейта Пана.

13 лист. Отгадай загадку:

Звучит сигнал, на бой зовёт,

Вставай, солдат, она поёт!

Слева в трубе есть приспособление для изменения тембра звучания, чтобы сделать звук более приглушённым.

Послушай звучание инструмента слева и справа, чем оно отличается? Сурдина – гиперссылка

14 лист. Отгадай загадку:

Этот медный духовой то короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?   

Благородный саксофон – джаз всегда играет он.

Я подую в саксофон – зазвучит красиво он. 

Нажав на картинку, послушаем звучание инструментов.

15 лист. Отгадай 3 загадки:

1. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно… 

2. Опускаем молоточки, на железные листочки

И летит весёлый звон. Что звенит?   

3. Вот клавиши, как на рояле, но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха, растягивать надо меха. 

4. Арфа – струнный инструмент.

Мелодичней арфы нет.

Струны мы переберем, звук красивый мы найдем.

Нажав на картинки, послушаем звучание инструментов. Отгадки анимированы.

16 лист. Отгадай загадки:

1. Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь, если их не пригласишь.

2. Пять линеек — дом для нот,

Нота в каждой здесь живет.

Люди в мире разных стран зовут линейки...

3. Если ноты в ряд стоят, эти ноты ...

Название листа – гиперссылка.

17 лист. По громкости звуки бывают громкие и тихие. Послушай стихотворение про форте и пиано.

Пароход подходит к порту,

Разгуделся громко: - Форте!

Тихо волны океана  лижут палубу: - Пиано.

Спят зайчонок и зайчиха. Ночь. Пиано - это тихо.

Бьют мартышки в барабаны: - Громко! Форте!

А пиано - это дружно обезьяны

Тихо кушают бананы.      

18 лист. Громкость – это размах колебаний. Чем больше размах колебаний, тем громче звук, и наоборот. Послушай загадку:

1.Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его…

2.До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Сколько клавиш посмотри:

Черные и белые – по ним пальцы бегают.

Клавишный мой инструмент. Пианино лучше нет!

3.Ох, на нём не сосчитать черно-белых клавиш!

А научишься играть – ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно – скоро станешь виртуозом.

Послушай звучание каждого инструмента, нажав на картинку, и определи, у какого инструмента тише звук.

Потянув за скрипичный ключ справа – увидим стихотворение про пианино.

19 лист. Крещендо - постепенное увеличение громкости.

Диминуэндо - постепенное уменьшение громкости. 

Давайте поиграем: я буду показывать эти знаки руками, а вы будете хором мне отвечать.

20 лист. Длительность – это время колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Отгадай загадки:

1. Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?

2. Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нём.

Голосов имеет много этот звучный великан

Он то ласковый, то строгий, а зовут его… 

Послушай звучание каждого инструмента, нажав на картинку, и определи, у какого инструмента более гулкий и длинный звук.

21 лист. Здесь мы знакомимся с инструментами ксилофон и виброфон.

Ксилофон: «Дин-дон, дин-дон» -

Слышен нежный перезвон.

По брусочкам бью, дин-дон, создаю мелодий звон.

Послушай звучание каждого инструмента, нажав на картинку, и определи, у какого инструмента более сухой и короткий звук.

Названия инструментов – гиперссылки.

22 лист. Послушай стихотворение про «День рождения Мишутки». Мы присядем на минутку,

Будем праздновать сейчас

День рождения Мишутки, целый есть пирог у нас!

Скатерть белую достанем, и начнем пирог делить,

Будут как на нотном стане ноты хоровод водить.

Папа-Миша, главный самый, целый достает пирог,

Половину он для мамы лапой отделил, как мог.

Мама эту половинку с удовольствием берет,

Делит на две четвертинки, Мише-сыну отдает.

Старший братик, важный очень,

Четвертинку в лапы взял, и по середине точно

На две части разломал.

- Я Мишутку поздравляю, - старший братик говорит,

- Получается восьмая часть от пирога. Бери!

Мама с папой поздравляют,

- С днем рожденья! - говорят,

И Мишутку обнимают на глазах у всех ребят!

Как ты думаешь, какая нота будет звучать дольше, длиннее: целая, половинная, четвертная или восьмая? Нажми на слово у нотки и проверь себя.

23 лист.

Много мы с вами узнали про звуки.

Давайте теперь поиграем с ними в четвёртой части проекта "Игры со звуками".