В мире звуков. Часть четвертая. Игры со звуками

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
176 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Здоровье, Коммуникация, Музыка, Познание, Социализация

Преподаватель: Гончарова Татьяна Евгеньевна — музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 79 Приморского района Санкт-Петербурга.

Добавлено: пятница, 21.02.2014

Описание:

Методическое пособие к проекту

«В мире звуков. Часть четвёртая. Игры со звуками»

Автор проекта – Гончарова Татьяна,

музыкальный руководитель

ГБДОУ № 79 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Проект предназначен музыкальным руководителям и воспитателям для проведения исследовательско-познавательной работы с детьми и родителями в рамках среднесрочного проекта «В мире звуков». В данной части проекта мы вместе с персонажем Звукариком проводим игры-эксперименты со звуками, с музыкальными инструментами, играем со звуковым составом слов, угадываем мелодии, определяем звучание инструментов, отгадываем загадки про звуки, рассказываем сказки с помощью музыкальных инструментов, разгадываем кроссворд и составляем пословицы, поём, танцуем и играем в оркестре, слушаем звучание инструментов из различных материалов.

Данный проект может быть также использован в школах искусств, музыкальных школах и общеобразовательных школах при изучении физики и музыкальных предметов.

Проект состоит из 30 листов.

Для простоты работы на всех листах в нижнем правом углу использована картинка , которая открывает звуковой файл с текстовым сопровождением данной страницы проекта.

Если провести курсором по листу, и где-либо появится ладошка с цепочкой из двух звеньев вместо синей стрелочки-курсора, значит там гиперссылка, если звёздочка – это анимация, нужно нажать на неё – появится изображение, треугольник показывает на наличие звукового файла.

Необходимое оборудование:  интерактивное устройство MIMIO, компьютер, экран, музыкальный центр, музыкальные инструменты.

 

1 лист.

Название проекта «В мире звуков. Часть четвёртая. Игры со звуками»

2 лист. Звук живет в любом предмете,

Вот их сколько – посмотри!

Звук – шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Послушай отрывок из рассказа В. Бианки «Музыкант»: «Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щепки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепу и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала и в воздухе раздалось: «Дзинь!» – как струна пропела… Замолк звук, медведь опять за свое: оттянул щепку и отпустил ..»

Какие музыкальные инструменты устроены подобным образом?

Ответ анимирован -  струнные инструменты: скрипка, балалайка, гитара, цитра, арфа

3 лист. Самодельная арфа

На картонную или пластмассовую коробку с не проминающимися краями  надеваем кольцевые резинки (чем туже они натянуты, тем выше звук). Перебирая резинки, как струны, слушаем мелодию. 

Самодельная цитра

Это ящик со струнами, натянутыми на колки, которые укреплены на раме. Звук извлекается щипком – пальцем или медиатором.

Какие музыкальные инструменты построены по такому принципу?

Ответ за шариками - арфа, цитра, скрипка, балалайка, гусли, гитара

4 лист. Самодельная флейта.

Вставить в пробку вязальную спицу и поместить эту конструкцию в картонную трубку. Чтобы получить звук необходимо дуть вдоль края трубки и одновременно перемещать спицу вверх-вниз.

Какие музыкальные инструменты построены по такому принципу?

Ответ анимирован и за шариками - духовые - орган, флейта, саксофон, тромбон

5 лист. Самодельный барабан.

Возьмём пластиковую банку, накроем её вместо крышки кожаным лоскутком, обвяжем плотно по краю. Играем на таком инструменте палочками (можно ложками).

Какие музыкальные инструменты построены по такому принципу?

Ответ анимирован и за шариками - ударные инструменты – бубны, барабаны, литавры, бонго

6 лист. Подвесьте разные ложки на веревочках. 

Ударьте большую металлическую суповую (разливную) ложку и прослушайте, как она звучит. Затем еще раз для сравнения прослушайте обыкновенную столовую ложку. И прослушайте чайную ложку.

У какой ложки будет самый низкий звук?

Ответ анимирован - самый низкий, басистый тон был у разливной, большой ложки, немного выше тоном был звон столовой ложки и самый высокий тон был у маленькой, чайной ложки. Звучание ложек зависело от частоты их колебаний. Чем больше ложка, тем частота ее колебаний меньше и, следовательно, звук ниже.

7 лист. Возьми два спичечных коробка (или стаканчика). В середине дна коробков проколи отверстия толстой иглой. Выбери шнурок. Лучший шнурок — леска.

Концы шнурка протяни в отверстия в коробках и каждый завяжи за середину спички. Возьми один из стаканчиков, другой дай товарищу. Разойдитесь на полную длину шнурка, чтобы он туго натянулся. Шнурок должен висеть в воздухе свободно, ни к чему не прикасаясь.

Что за аппарат создан по такому принципу?

Ответ за шариком – телефон

8 лист. Гиперссылки для игры со звуками: 
- Граммофон - сделай сам. 
- Физика музыкальных инструментов. Струна. Волшебный лук. Трещотка. Поющие бокалы. Бутылкофон. От бутылки к органу. 
- Эффект Доплера. Звуковая линза. Опыты Хладни. 
- Звуковые волны. Распространение звука. 
- Звучащий стакан. Флейта из соломинки. Звучание струны. Отражение звука.
- Телефон из спичечного коробка. Телефонная станция.
- Поющие расчески. Ложечный звон. Поющий бокал.
- Поющая вода. Пугливая проволока.
- Звуковой осциллограф. 
- Древняя звукозапись. Космические голоса. 
- Услышь стук сердца. Очки для ушей. Ударная волна или хлопушка. 
- Пой со мной. Резонанс. Звук сквозь кость.
- Камертон. Буря в стакане. Громче звук.
- Мои струны. Меняем высоту звука. Динь-динь. Кристально чисто. 
- Заставляем шарик пищать. Казу. Поющие бутылки. Хоровое пение.
- Переговорное устройство. Гонг. Кукарекующий стакан.
- Выдуваем звук. Струнный инструмент. Маленькая дырочка. Блюз на волынке.
- Звуки природы. Поющая соломинка. Маэстро, марш. 
- Пятнышко звука. Что в пакетике. Звук на поверхности. День непослушания. 
- Звуковые волны. Наглядный звук. Звук помогает видеть.

9 лист. Отгадай, какая буква спряталась за шариком, и впиши названия музыкальных инструментов.

Ответ – буква Р

(Арфа, рояль, румба, орган, труба)

10 лист. Отгадай, какие слова спрятались за шариками, и поставь к строчкам нужные музыкальные инструменты.

Ответ за шариками - бубенцы, барабан, тромбон, пианино

11 лист. Узнай по силуэту музыкальные инструменты. Назови их. Послушай их звучание.

(Контрабас, саксофон, скрипка, литавры, гитара, арфа, барабан, рояль, труба)

12 лист. Перечисли  инструменты, на которых играют музыканты, и назови буквы за звёздочками. (Барабан, тарелки, труба, контрабас, флейта, скрипка, треугольник)

13 лист. Отгадай, на чём играю.

Картинки – звуковые файлы.

14 лист. Угадай мелодию.

Нажми на значок звука, послушай песню. Проверь себя - нажми на шарики и прочитай название. За шторками – картинки-отгадки.

15 лист. Загадки про музыкальные инструменты:

- Опускаем молоточки, на железные листочки

И летит весёлый звон. Что звенит? 

- Треугольник, три струны – звуки звонкие  важны.

Собой хвалиться я не смею,

Всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная …

- Я на сцену в полумраке выйду в элегантном фраке.

Тонкой палочкой взмахну - скрипочки зальются,

Всколыхнет арфист струну, трубы отзовутся.

Как оркестр играет славно!

Ну, а я в нем - самый главный!

- Этот исполнитель юный с нотной грамотой знаком.

Он по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком.

- Заливается трехрядка, и народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха – есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки под нее поют частушки!

- Вот клавиши, как на рояле, но, чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха, растягивать надо меха. 

За шторками – картинки-отгадки.

16 лист. - Меня не каждая включает партитура,

Но в геометрии я важная фигура.          

- Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!

- Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.

Не драчун и не буян, просто это…     

- А струн бывает семь иль шесть,

Её достоинств нам не счесть.

Всем под неё легко поётся,

Скажите, как она зовётся? 

- Деревянные ладошки, а звучат, как будто ложки.

Ну-ка, дайте мне ответы, как зовутся?

- Слог первый без труда даётся –

Так мера площади зовётся.

А слог второй узнает тот, кто назовёт одну из нот. 

За шторками – картинки-отгадки.

17 лист. Отгадай загадки, послушай шумовые звуки, проверь себя, открыв шторки:

- Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. 

- Летит, пищит, ножки длинные тащит, 
Случай не упустит: сядет и укусит. 

- Принялась она за дело, завизжала и запела, 
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. 

- Голодная мычит, сытая жуёт, 
Всем ребятам молоко даёт. 

- Фырчит, рычит, ветки ломает, 
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает. 
Слышишь его, да не видишь его. 

- Мы ходим ночью, ходим днём, 
А всё же с места не сойдём. 
Мы бьём исправно каждый час, 
А вы, друзья, не бейте нас. 

За шторками – картинки-отгадки.

18 лист.

Выбери сказку с помощью волчка, и расскажи её, используя музыкальные инструменты.

19 лист. Соедини маркером части пословиц и поговорок про звуки:

- Как аукнется, так и откликнется

- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

- Пустая бочка пуще гремит

- Шумит дубравушка к погодушке

- Слышал звон, да не знаешь где он

- Собака лает – ветер уносит

- Всякая сосна своему бору шумит

- Слухом земля полнится

20 лист. Музыкальный кроссворд:

Ноты здесь - в начале строчек,

Напиши их вместо точек:

...м чудесный есть у нот.

...чка рядышком течет.

...ллионы звуков тут

...нтазируют, поют,

....феджируют, творят,

..згают, шумят, звенят...

..ним утром красным днем

..м живет, а ноты - в нем.    

Проверь себя, нажав на звёздочки рядом с точками или на звуковые файлы в столбике слева.

21 лист. Стихи про звуки. БЫЛО ТИХО...

Было тихо, очень тихо: ночь на всей земле.

Лишь будильник робко тикал на моём столе.

Было тихо, очень тихо - тихий, тихий час...

Лишь будильник робко тикал.

Мышь в углу скреблась.

Было тихо, очень тихо, — дрёма без забот…

Лишь будильник робко тикал, мышь скреблась.

Сверчок пиликал, да мурлыкал кот.

Было тихо, очень тихо: тихий час тeней...

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась, сверчок пиликал.

Козлик мекал, кот мяукал,

Поросёнок дерзко хрюкал, бык ревел,

И две собаки дружно вторили во мраке

Ржанию коней. (Н. Матвеева)

МУЗЫКА ВСЮДУ ЖИВЕТ

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада...

Чуткая музыка всюду живет -

В шелесте трав, в шуме дубрав,   

Только прислушаться надо.           

Звонко струится ручей,                 

Падает гром с небосвода -    

Это мелодией вечной своей  

Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои ива роняет у брода...
Только приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей,

Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход              

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо!  

НОЧНОЙ ЛЕС (С. Пшеничных)

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто — мяукал.

Кто-то хрюкал. Кто-то топал.

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал, и глазищами вращал.

Ну, а кто-то тихо-тихо

Тонким голосом молчал!                 

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки.

Скрип-скрип-скрип. Скрип-скрип-скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят - фить-пирю, фить-пирю,

Белка на ветке орешки все грызет - цок-цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережет.

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки.

Скрип-скрип-скрип, скрип-скрип-скрип.

Ручеек журчит, в речку он бежит.

Долго-долго ехали, наконец, приехали! Ух!

Нажми на волчок и выбери стихотворение. Расскажи его с музыкальным сопровождением.

22 лист.

Инструменты - своими руками

23 лист.

Песни про звуки

24 лист.

Песня в исполнении коровок, козочек, овечек

25 лист.

Оркестр

26 лист.

Танцуем со звуками

27 лист. Звуки разные бывают. ВЕСНА С. Данилов

Тики-таки! Чок-чок! Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель! Это март или апрель?

Тики-таки! Чол-чол! Кто там по снегу прошёл?

Тики-таки! Снег осел, грач весёлый прилетел!

Тики-таки! Чоли-чек! Налился водою снег!

Лучезарная весна птичьим щебетом полна!

Тики-таки! Чиви-чок! Голубеет ручеёк!

Вдаль уносит, чир-лили, самоделки - корабли.

ПАРОВОЗ

Мчится - едет паровоз:          так-так-так, так-так-так.

Мимо сосен и берез: так-так-так, так-так-так!

Прыгнул ветер-ветерок: шух-шух-шух, шух-шух-шух!

Паровозу поперек: шух-шух-шух, шух-шух-шух.

Паровоз ему в ответ: чух-чух, чух-чух!

Ветерку он шлет привет: чух-чух, чух-чух!

А груженые вагоны: тук-тук, тук-тук!

Все считают перегоны: тук, тук, тук-тук!

ДОЖДИК

Капля раз, капля два, - очень медленно сперва,

А потом бегом-бегом, а потом кругом, кругом!         

Мы зонты свои раскрыли- от дождя себя укрыли!

ПОД НОГАМИ В ЛИСТОПАД

Под ногами в листопад листья желтые лежат.

Листья желтые лежат, а под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребенок. (В. Голяховский)

ШУМНЫЙ БАБАХ Дж. Ривз Перевод М.Богородицкой

В очень громких сапогах ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук, в ветках спрятался Тук-Тук.

На сосну взбежал Цок-Цок,

В чашу кинулся Прыг-Скок,

Чик-Чиришка в листьях — порх!

Шебуршонок в норку — шорх!

Тихо-тихо все сидят и, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах в очень громких сапогах.

ПАРА БАРАБАНОВ...

Пара барабанов, пара барабанов,

Пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов,

Пара барабанов била бой. (И. Сельвинский)

Нажми на волчок и выбери вид материала музыкального инструмента. Расскажи стихотворение с музыкальным сопровождением.

28 лист. Игра «Эхо»

Разделим зрителей на три команды - "ветер", "дождь", "гром", руководим "стихиями", изменяя динамические оттенки. Команда детей отвечает "эхом" на звучание зрителей.

29 лист. Объясните явление:

1. Л. Н. Толстой. Рассказ аэронавта.

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу». (В разреженном воздухе звук "тонет", а в вакууме звук не передаётся.)

2. Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать.

Р. Роллан. Жизнь Бетховена.

«Он (Бетховен) пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус фортепьяно, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать, когда сочинял». (Звук передаётся по костям черепа)

3. С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома?

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

«…Ковры, портьеры и мягкую мебель, – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить».

(Чтобы мебель не поглощала звук)

30 лист.

Вот и закончилось наше путешествие в страну Звукарика. Теперь мы встретимся на празднике

"В гостях у Звукарика"