Современность русского романса

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
110 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 3 класс, 4 класс

Разделы: Музыка / Изобразительное искусство

Преподаватель: Сачкова Светлана Капитоновна — Учитель музыки

Образовательное учреждение:

Добавлено: суббота, 17.08.2013

Описание:

                       Урок музыки по Программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской

 8 класс, тема 1 полугодия «Что значит современность в музыке?»

Тема урока: Cовременность русского романса.

 

Цель урока: Формирование у учащихся высокого музыкального вкуса

 

Задачи урока:

- Углубление понятия «романса» во всём его разнообразии как жанра вокальной музыки;

- Развитие аналитических способностей учащихся в выявлении отличительных черт жанров вокальной музыки: песня-романс;

 

- Воспитание музыкальной культуры как части общекультурного «самостоянья» человека;

 

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер

Ход урока

Слайд 1.  Эпиграф: «Музыка может много рассказать о любви, любовь о музыке. Но зачем разделять их, если это крылья одной души». Г.Берлиоз

Урок начинается с прочтения эпиграфа и постановки вопроса, адресованного учащимся: какой жанр вокальной музыки наиболее точно характеризовали бы эти слова?

Ученики: Романс.

Учитель: Есть в музыкальном искусстве жанр, обладающий притягательной силой, чарующий души особой сердечностью в выражении сокровенного мира чувств и мыслей. На всем пути развития романс шел рядом с поэзией, подхватывая лучшее и ценное из ее живительного источника, придавая стихам еще большую силу воздействия на слушателя. Дайте определение жанра романс.

Слайд 2. (определение жанра скрыто).После ответов учащихся на слайде открывается точное определение жанра «романс».

Слайд 3. (история романса) Учитель зачитывает на слайде историческую справку.

Слайды 4-8.  Назовите композиторов, создавших лучшие образцы этого искусства в 18,19,20 в.  После ответов учащихся на слайдах появляется видеоряд: композиторы, создавшие лучшие образцы романса.

Учитель: Послушайте  романс, как он называется? Кто его автор?

(Звучит романс Алябьева «Соловей» )

Учитель: Существует разнообразие романсов по поэтическому замыслу. Слушая ещё один известный романс, подумайте и ответьте на вопрос: «Чей образ проходит  через весь романс?»

(Звучит романс П.Чайковского «О, если б знали Вы…»)

Ученики: Образ возлюбленной.

Учитель: Как вы думаете, какие темы наиболее характерны для романса?

Слайд 9.(темы закрыты шторой)

Во время ответов ребят  на слайде 9 появляются названные темы (возможно, подсказка учителем названиями романсов, услышанных ранее на уроках)

  1. тема любви (лирическая, восторженная, драматическая);
  2. любование природой;
  3. сказочное повествование;
  4. шуточный романс;
  5. философское раздумье, размышление.

Учитель: А.С.Пушкин писал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…»

И вот пример того, как любовь стала мелодией.

Слайд 10.

      В 1819 году Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн, а в 1825 году, находясь в ссылке в селе Михайловское, вновь встретил ее в соседнем селе Тригорское. Молодая 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта. Пушкин посвятил ей стихи.

      Прошло 15 лет. В марте 1839 года композитор Михаил Иванович Глинка навещает сестру, где и повстречался с молодой девушкой. Это была дочь А. П. Керн – Екатерина Ермолаевна Керн. Глинку покорила ее печальная задумчивость, созвучная и его настроению: «…нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство… все более и более меня привлекали…». Любовь к Екатерине отразилась в двух прекрасных произведениях М.Глинки: «Вальсе-фантазии» и романсе на стихи А.Пушкина.

         Назовите романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина.

После ответа учащихся, шторка на слайде 10 открывается.

Учитель: Вслушайтесь! Подумайте, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?   

 (Звучит романс М.И.Глинки – на слова А.С. Пушкина   «Я помню чудное мгновенье»)

 

Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?

Ученики: Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части.

Слайд 11.

  Далее ребята, с помощью учителя характеризуют музыку и поэтическое содержание романса. (Работа сопровождается демонстрацией слайда 11 презентации.  Характер мелодии каждой части после ответов учащихся появляется из-за шторы в виде линий.)

Учитель: Определите музыкальную форму романса «Я помню чудное мгновенье».

Ученики: Трёхчастная форма (открывается шторка с правильным ответом).

Учитель: Попытаемся выявить характерные черты жанра романса и сравнить его с другим популярным жанром вокальной музыки – песней.

Слайд 12.

Ученики: (вначале их ответ, затем по щелчку появление фрагмента слайда)

В песне:

  • куплетная форма;
  • несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия;
  • аккомпанемент носит второстепенную роль.

В романсе:

  • трехчастная форма;
  • усложненная мелодия;
  • новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.

Учитель: Послушаем еще один удивительный  романс, созданный композитором XX века Г. В. Свиридовым к экранизации повести А. С. Пушкина (назовите повесть).

Слайд 13.

 В чем необычность этого романса? (Звучит романс Г. В. Свиридова из к/ф «Метель»)

Ученики:

  • Исполняет симфонический оркестр;
  • отсутствует поэтическое содержание.

Учитель: Почему же композитор называет это произведение как вокальное?

Ученики: Музыка точно передает душевное состояние героев повести, воспевает светлые нежные чувства.

Учитель: Вспомним, ребята и исполним хорошо знакомый нам романс композитора А. Рыбникова и поэта А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду». В каком более крупном по жанру произведении звучит этот романс?

Ученики: Рок-опера «Юнона и Авось».

(В сопровождении  фортепиано звучит романс А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду»  в исполнении ребят)

Учитель: Соответствует ли форма, построение этого романса требованию классического романса? Почему композитор, создавая жанр современной музыки, обращается к романсу?

В ответах детей слышим и точные определения, и предположения.

Слайд 14.

Резюмируем ответы на вопросы. Подводим беседу к завершению. Делаем выводы.

Романс способен отвечать запросам времени. Этот жанр прекрасно уживается в таких видах искусства как, мюзикл, рок-опера; кино, эстрадный концерт.

Романс, несмотря на свой «солидный возраст» в 200 лет остается современной музыкой, потому что, воспевает самые главные чувства в жизни человека: любовь, верность, надежду, счастье!

Итог урока. Выставление оценок.