Словари в нашей жизни
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для школьников
Классы: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс
Разделы: Русский язык, Внеурочная деятельность, Коррекционная педагогика (логопедия), Коррекционная педагогика (для детей с ограниченными возможностями)
Преподаватель: Белова Наталия Юрьевна, Ермакова Арина Геннадиевна. — учитель-дефектолог
Образовательное учреждение: ГБОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа № 10 Калининского района Санкт-Петербурга
Добавлено: суббота, 03.08.2013
Описание:
Проект «Словари в нашей жизни»» состоит из 23 листов. Выбор формы урока: «урок – игра». Целью этого урока является:
- обобщение и систематизация знаний о словарях;
- актуализация знаний по лексике и фразеологии;
- развитие речи и активизация словаря учащихся;
- повышение интереса к родному языку.
- развитие творческих способностей;
- развитие умения работать в коллективе.
В начале урока ученица читает отрывок из стихотворения В. Шефнера
Орфографический, орфоэпический, словарь иностранных слов, словарь синонимов и антонимов, словообразовательный, терминологические словари, географические, математические, астрономические, музыкальный, словари имён и фамилий, энциклопедия, фразеологический, толковый словарь, этимологический и другие. Демонстрация фрагмента кинофильма «Двенадцать стульев»(скрыто за книгой).
собирать слова в России начали давно. Но только благодаря научному подвигу Владимира Ивановича Даля появился 4-х томный «Толковый словарь». Над составлением своего словаря Даль работал свыше 50 лет. (Лист 4)
Сценка по мотивам романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев»: Остап Бендер и Эллочка – людоедка. Фоновая заставка. Звуковой файл с песней. (лист 5)
Костюмированный выход учащихся в роли словарей. Лист 6.
Орфографический словарь
Словарь иностранных слов
Орфоэпический словарь
Толковый словарь
Энциклопедия
Фразеологический словарь
Задание. Вставьте пропущенные буквы. Что означает это выражение: «Оглавление, как нить Ариадны, помогает нам, когда мы берём в руки книгу»
(Словари учат Эллочку грамоте). Словари по очереди выходят и рассказывают о себе. При помощи стилуса они открывают шторки, рассказывают о том, какое значение они имеют. За книгами спрятаны ответы.
Орфографический словарь: Здравствуй! Возьми меня, я – орфографический словарь. Без меня не обойтись ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно. Я помогу написать тебе любое слово. Вот смотри: слово «Оглавление» в твоём предложении пишется так: (открывает страницу и читает по слогам) ОГ – ЛАВ – ЛЕ – НИ – Е.
Викторина.
А сейчас наши друзья – словари предлагают сыграть с ними и посмотреть, как вы научились ими пользоваться. Две команды - на сцену!
Участники игры делятся на две команды. Игра начинается с выбора командами названия. Вращая интерактивную стрелку, команды выбирают тему. При помощи гиперссылки, расположенной около каждой темы, участники оказываются на странице одного из словарей.
В правом нижнем углу каждой темы расположен значок (гиперссылка), позволяющий вернуться в начало проекта, к волчку.
Орфографический словарь
Задание: За одну минуту необходимо исправить орфографические ошибки.
. Фразеологический словарь.
Задание для второй команды аналогично. Только здесь необходимо достать из «волшебного сундучка» значение фразеологизма и правильно поставить его напротив стрелки.
. Этимологический словарь.
В русском языке есть очень древние слова, которые, послужив людям, исчезают. Посмотрите на изображение древнего русского воина и вспомните, как назвались его доспехи? (шлем, копьё, меч ,щит..).
Вопрос первой команде: В левом нижнем углу спрятано задание. Вы слышали, наверное, слово «ошеломить». «Он меня ошеломил», то есть чем-то удивил, поразил. А идет это от древних времен, когда воины сражались в тяжелых доспехах. Если воина сильно ударяли по шелому, он терял сознание, падал и не мог биться. Его «ошеломили». О чем идет речь? Что лежит в «таинственном ящике»? Ответ: Шлем. В правом верхнем углу картины спрятано изображение шлема.
Вопрос второй команде.
В XVI веке русский царь Иван IV выпустил деньги - монеты с изображением всадника с копьем. Как назывались такие монеты? Подберите родственные слова к этому слову. Ответ: Такие монеты стали называть копейками. В слове копьё исторически выделяется корень коп - , тот же самый, что и в слове копыто. Оба слова были образованы от глагола копать, они обозначали орудия, очевидно, и копьем вначале копали землю, а уж потом приспособили его для защиты от врагов и превратили в оружие.
. Словарь ударений.
На этой страничке командам предлагается вспомнить нормы русского ударения и за минуту правильно расставить ударения в словах. Правильные ответы спрятаны в словаре ударений.
. Толковый словарь.
На этих страницах в игровой форме можно провести словарную работу по уточнению значения данных слов. За лучами солнца – подсказки, а за ? – ответы . За одну минуту команды составляют слова .
Задание: Объясните значение слова при помощи пантомимы.
За одну минуту капитаны команд, выбрав определенную тему, должны показать другой команде слово при помощи пантомимы. Слева спрятаны ответы.
Словарь пословиц и поговорок.
Беседа. Ребята, что такое пословица? А какие пословицы вы знаете?
Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. - Словарь русского языка. Ожегов С. И.
«В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое» - Гоголь Н. В. о пословицах.
Задание для зрителей.
Расшифруйте пословицу.
Ответ: На словах густо, а в голове пусто.
Лист 22,23. Словарь синонимов.
Задание команде №1.
Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам:
торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.
За картинками акулы, краба, рыб и дельфинов, спрятаны правильные ответы.
Задание команде№2.
Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
Участники оказываются в «море фразеологии», где им за одну минуту предлагается определить значение данных фразеологизмов. Переместив картинку с дельфином, на экране появляется задание. Участники первой команды соединяют фразеологизмы из левой колонки с их значениями в правой колонке при помощи линии.
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь…
Учитель озвучивает тему урока, и проводит беседу. В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и значений. Ребята, а какие вы знаете словари? Лист 1,2.