Развитие эмоциональной сферы у младших школьников с ОВЗ. Занятие 2. Радость.

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
113 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс

Разделы: Коррекционная педагогика (психология), Коррекционная педагогика (для детей с ограниченными возможностями)

Преподаватель: Лисина Екатерина Михайловна — педагог – психолог

Образовательное учреждение: ГОУ С(К)Ш № 7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Добавлено: четверг, 15.08.2013

Описание:

ТЕМА: Развитие эмоциональной сферы у младших школьников с ОВЗ.

Занятие 2 «Радость».

 

 

 

Актуальность: Нравственное развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера у учащихся младших классов с ОВЗ (ЗПР, лёгкая степень умственной отсталости) характеризуется незрелостью и недоразвитием. У них наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого является эмоциональная неустойчивость, лабильность, лёгкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.

Отмечается не толерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Нередко у учащихся младших классов отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Дети склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и резким изменениям.

Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Существенные трудности вызывает понимание эмоциональных состояний изображённых на картинке персонажей. Ещё хуже опознаются  собственные эмоциональные состояния. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями.  Допускают неточности, искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым.

Учащиеся начальных классов коррекционной школы слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.

Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения, воспитания и общения  ребенка. Формирование эмоциональной сферы является важнейшей составляющей личности ребенка и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию  в окружающем его мире.

 

Словарь

Настроение – устойчивое переживание каких-либо эмоций в течение сравнительно продолжительного отрезка времени.

Чувство – высшая, культурно обусловленная устойчивая во времени эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом и имеющая для него личностное значение.

Эмоции – реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску, обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

 

Проект предназначен для работы с учащимися младших коррекционных классов. Состоит из цикла занятий по развитию эмоциональной сферы, каждое занятие посвящено отдельной теме (радость, гнев, удивление, страх…).

 

Цель занятий: способствование овладению навыкам управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

 

Цель занятия «Радость»: ознакомление детей с эмоцией радости.

 

Задачи:

  • Научить детей распознавать чувство, эмоцию радости.
  • Расширить представления детей об эмоции радости.
  • Ознакомить детей со схематическим изображением эмоции радости.

 

Методические задачи:

  • фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций;
  • анализ и словесное описание проявлений эмоции радости;
  • развивать творческое воображение.

 

Воспитательные цели:

  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка;
  • Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с окружающими.

 

Методические приёмы:

  1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами, настроениями.
  2. Игры-упражнения.
  3. Рисование эмоций, настроений.
  4. Упражнения на релаксацию («Путешествие на облаке», «Солнечный зайчик»).

 

Предмет работы: эмоциональная сфера у учащихся младших классов с ОВЗ.

Контингент: учащиеся 2-4 классов (VII, VIII вида) в возрасте 8-11 лет.

Условие реализации урока:

  • интерактивная доска, интерактивная система  mimio.

 

Форма работы: групповые занятия (3-5 человек).

Продолжительность занятия: 40 минут (1 академ.ч).

Чтобы избежать переутомления детей, занятие возможно сократить, изменить последовательность частей, в соответствии с настроением детей.

 

Ход занятия

 

 

Лист 1.

 

Титульный лист.

 

           Лист 2.

 

 

Путешествие. Я хочу пригласить вас в путешествие на волшебном облаке в страну эмоций, чувств и настроений. Для более близкого знакомства с жителями этой интересной страны, мы будем останавливаться, и выполнять несложные задания. Сегодня мы побываем в гостях у одного из них. Садимся на облако, наше путешествие начинается.

Лист 3.

Моё настроение сегодня. Вспомнить и назвать эмоции. Выбрать изображение соответствующее настроению, изобразить его и поместить изображение на дерево.

 

Лист 4.

Домик радости. Необходимо собрать пиктограмму и узнать, чей это домик.

Вопрос: Что такое радость?

Этот домик гостеприимный. А какой дом называют гостеприимным?

 

 

Лист 5.

 

Весёлая полянка. На полянке возле домика радости собрались зверюшки, укажите, у кого радостное настроение.

Лист 6.

Какая она радость? Найти предмет, подходящий под описание (цвет, звук, вкус, вес радости).

 

 

Лист 7.

 

«Солнечный зайчик». Упражнение на расслабление.

Включить аудиозапись.

 

Лист 8.

Поводы для радости. Рассказать, почему мы испытываем эмоцию радости (радостное настроение), благодаря чему и какие для этого есть поводы.

«Я испытываю радостное настроение, когда…»

 

 

Лист 9.

Кто чему радуется. Посмотреть и отгадать, кто чему радуется.

Вопрос: Что вы делаете, когда радуетесь? (пою, прыгаю, танцую, улыбаюсь…).

 

 

Лист 10.

Домик радости. Посмотреть, подумать, что может быть радостью? Необходимо украсить домик радости так, чтобы любой, кто посмотрел на него, понял, чей это домик.

 

 

Лист 11.

 

 

Необходимо отгадать, кто живёт в домике радости.

 

 

Лист 12.

    

Найди питомца. Необходимо найти собачку мальчика и котёнка девочки. Выбрать эмоцию радости.

 

 

Лист 13.

«Я - солнышко». Учащиеся представляют себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам-одноклассникам. Первоклассники называют имена тех ребят, которых хотят обогреть своим теплом. По желанию ребёнка, планеты можно поместить на лучики солнца.

 

 

Лист 14.

Узнать и назвать настроение мальчиков. Предположить, что они чувствуют и почему. Изобразить настроение каждого мальчика. Сравнить изображение радости и грусти.

 

 

Лист 15.

Где живёт ваша радость?

Сказать, у кого какая бывает радость, и указать место, где она находится.

 

 

Лист 16.

 

Рефлексия.

На этом наше путешествие окончено. Мы сегодня много узнали о радости. Предлагаю спуститься с облака обратно в класс.

Вам понравилось? Что понравилось больше всего? Радоваться хорошо или плохо?

Давайте улыбнёмся друг другу. Вы молодцы!

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление: развитие личности ребёнка (Методика ИНТЕКС). – СПб.: Речь, 2004. – 202с.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 88с.
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 160с.
  4. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт.-сост. Л.В. Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79с.
  5. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Книголюб, 2005. – 48с.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 48с.