Путешествие по Литературной стране

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
164 пользователя проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество

Преподаватель: Рублева Светлана Викторовна — воспитатель

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 51 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского района Санкт-Петербурга

Добавлено: четверг, 15.08.2013

Описание:

Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Чтение художественной литературы»

Руководитель – Горлицкая С. И.

Воспитатель Рублева Светлана Викторовна

ГБДОУ № 51 компенсирующего вида

Калининского района  г. Санкт-Петербурга

Возраст – 5-7 лет   Класс - дошкольники

 

            В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребёнка.

            Первым компонентом литературного развития является читательский интерес.

            Вторым выступают восприятие и интерпретация художественного произведения. Деятельная природа ребёнка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности:  изобразительной, игровой, театрализованной, общении и сочинительства.

Третьим является способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Изучение актуальной зоны литературного развития ребёнка в единстве всех составляющих компонентов позволит педагогу организовать интересный, личностно-ориентированный, развивающий процесс литературного образования детей в детском саду.

ПРЕДМЕТ МОНИТОРИНГА: литературное развитие детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА:

  1. Изучить особенности литературного опыта детей
  2. Выявить наличие и особенности читательских интересов
  3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров
  4. Выявить возможность использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА: презентация «Путешествие по Литературной стране»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ:

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – менее 2,2 баллов

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ  - от  2,3 до 3,7 баллов

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – более 3,8 баллов.

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛИТЕРАТУРНУЮ СТРАНУ»

1 страница – «Начало приключений»

Цель: Введение в игру.

Ворота с надписью «Литературная страна». Воспитатель задает вопрос: «Хотите отправиться в путешествие по Литературной стране, стране рассказов, сказок и стихотворений»? Дети отвечают: «Да». Воспитатель: «Тогда придётся преодолевать препятствия, участвовать в приключениях, спешить на помощь сказочным героям. Давайте войдем в калитку».

2 страница – «Начало приключений»

Цель: Введение в игру, сюрпризный момент.

Картинка с домом и садом. Нужно потянуть за значок «роза» и выплывет окно с надписью: «Снаружи смотришь – дом как дом, но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные стоят рядами тесными».

3 страница – «Книги на полках»

Цель: Повышение мотивации к выполнению задания.

Нужно потянуть за значок «книги» и выплывет окно со стихами: «У стихов, рассказов, сказок и у толстых повестей посмотри-ка, сколько сразу собралось у нас гостей. Наши книги испугались, свалились с полок и смешались. Книгам ты помоги – их на полки положи».

4 страница - Пустые полки и книги

Ребёнку необходимо расставить упавшие книги по полкам в соответствии со своим жанром (сказка, рассказ, стихотворение, басня, повесть, поэма, роман, фэнтези, для взрослых), иначе продолжить путешествие невозможно, так как книги перекрыли дверь.

Нужно потянуть за значок «книги» и прочитать задание.

Цель: Определить уровень элементарных знаний о видах и жанрах художественных текстов

Низкий уровень – отсутствие выраженного интереса к литературе, не знает жанров. Предпочтение отдает одному виду литературы. Ребёнок часто отвлекается и стремится перейти к следующему заданию.

Средний уровень – характерно обще положительное осознанное отношение к  литературе. Читательские интересы неглубоки и слабо мотивированны. Знания о видах и жанрах литературы фрагментарны и не всегда адекватны.

Высокий уровень -  литературный опыт ребёнка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребёнок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Может объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов.

5 страница -   Дома

На поляне стоят три дома: сказочников, поэтов и писателей, перед домами стоят герои с пригласительными билетами на встречу с читателями, но они не знают, куда им идти. Ребёнку необходимо поместить героя перед тем домом, который соответствует написанному в приглашении тексту. (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Определить уровень элементарных знаний о видах и жанрах художественных текстов.

Низкий уровень – отсутствие выраженного интереса к литературе, не знает жанров. Предпочтение отдает одному виду литературы. Ребёнок часто отвлекается и стремится перейти к следующему заданию.

Средний уровень – характерно обще положительное осознанное отношение к  литературе. Читательские интересы неглубоки и слабо мотивированны. Знания о видах и жанрах литературы фрагментарны и не всегда адекватны.

Высокий уровень -  литературный опыт ребёнка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребёнок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Может объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов.

6 страница -  «Архипелаг сказок»

Поляна со сказочными домами. Ребёнку необходимо назвать героев сказок, которые могут жить в: Башне страха (Кощей бессмертный, Баба-яга, ведьма, леший, колдунья), Доме доброты (Айболит, Золушка, Старичок-лесовичок), Чудесной гостиной (феи, волшебники), Рыцарском замке (богатыри, принцы). (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Изучить особенности литературного опыта детей, выявить наличие и особенности читательских интересов

7 страница -  «Кладовая волшебных предметов»

В кладовой находятся сказочные предметы, которые кто-то потерял, ребёнку нужно назвать хозяев вещей и  способы их применения. (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра:

Низкий уровень – требуется помощь при назывании сказочных героев, не может объяснить назначение предметов, затрудняется в назывании их хозяев.

Средний уровень – интерес к сказкам выражен ярко, называет 3-4 знакомые. Знает много героев, но не может объяснить их функции в сказках и испытывает затруднения в идентификации сказочных предметов.

Высший уровень – ярко положительный эмоциональный интерес к сказкам. Может назвать более 5 любимых. Называет некоторые жанровые особенности. Правильно заселяет персонажей и может идентифицировать 5 предметов.

8 страница, 9 страница – Иллюстрации из сказок и герои

Ребёнку необходимо вспомнить и переместить героя к той сказке, где он есть. Рядом с одной сказкой могут оказаться несколько героев. (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Выявить знания детей о литературном багаже сказок

10 страница – «Найди пару»

Ребенку необходимо подобрать отрицательную пару к положительному герою
(Н: Чиполлино – синьор Помидор). (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Выяснить знание сказочных героев и определить, в какой степени ребенок может рассуждать о понятии добра и зла.

11 страница, 12 страница, 13 страница, 14 страница – «Поэтические тропы»

Ребёнку необходимо досочинить стихотворение и отгадать стихи-загадки-обманки, с заведомо неправильной подсказкой-картинкой, которая подходит по рифме, но является неправильным ответом. (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Исследование поэтического развития детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень – не может вспомнить ни одного стихотворения или вспоминает стихи младшего возраста, затрудняется в прочтении наизусть, не может объяснить образные выражения, ошибается в договаривании рифмующихся строк, не видит ошибки при назывании подходящего ответа по рифме, но не по значению.

Средний уровень – вспоминает 2-3 стихотворения соответствующих возрасту, но не может прочесть ни одного наизусть, допускает ошибки при объяснении образных выражений, допускает одну ошибку в рифмующихся строках и сбивается, но исправляет ошибки в загадках-обманках.

Высокий уровень – вспоминает 3 стихотворения соответствующих возрасту, выразительно читает своё  любимое, может объяснить образные выражения, рифмующиеся строки без ошибок, нет ошибок в загадках-обманках.

15 страница, 16 страница «Волшебный мир театра»

1.  «Театральное закулисье» - Ребенок должен переместить на сцену картинки с видами театров, которые он знает.  (Потяни за маску и прочитай задание).

2. «Гримерка» - Ребенку необходимо переодеть несоответствующего роли героя в соответствующий костюм.

Цель: Выяснить представления о театре (виды, жанры):

Низкий уровень – недостаточные, фрагментарные знания о театре. Интерес к театрализованной деятельности неустойчив, немотивирован, недифференцирован. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринимать содержание, сюжет и образы героев.

Средний уровень – имеет общее представление о театре, его устройстве и людях, работающих в нем. С помощью взрослого обнаруживает интерес к творчеству в процессе воображения и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.

Высокий уровень – глубокие представления о театре, знает его назначение, знаком с жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, зверей и пр.), ребёнок активен и самостоятелен в поиске способов выражения образа героя. Проявляет творчество и стремится к импровизации.

17 страница, 18 страница, 19 страница – «В мире детских слов и мыслей»

Ребенку необходимо сочинить сказку на основании картинок, спрятанных под пузырями, которые ребёнок открывает в любом понравившемся ему порядке. (Потяни за перо и прочитай задание).

Цель: Выявить способности к самостоятельному сочинению загадок и сказок, определить отношение детей к творческой речевой деятельности:

Низкий уровень – не различает прозу и поэзию как жанры, соглашается придумать сказку (или составить загадку) после примера взрослого. Жанровых предпочтений нет. Попытка самостоятельного сочинительства неудачна.

Средний уровень – различает прозу и поэзию, жанровых предпочтений не обнаруживает. Может придумать одну загадку или составить сказку по стимулирующим вопросам воспитателя.

Высокий уровень – различает прозу и поэзию. Проявляет интерес к сочинению сказок и загадок. Самостоятельно может придумать 1-2 загадки и небольшую сказку.

20 страница – «Там, на неведомых дорожках»

Цель: Завершение игры, сюрпризный момент.

На странице сказочные герои, и большое слово СПАСИБО.     Воспитатель: «Ну, вот и закончилось наше путешествие, сказочные герои благодарят вас за помощь и приглашают снова с ними встретится, на страницах книг». (Потяни за шарик  и прочитай задание). Если нажать на букет – раздадутся аплодисменты.

21 страница – «Там, на неведомых дорожках»

Цель: Завершение игры, повышение мотивации к чтению книг.

Книга в очках и стихотворение: «Приходите, дети, снова в гости к нам. Книга будет рада всем своим друзьям». Если нажать на нос книги, то зазвучит песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…» - «Приходите в гости к нам».

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Вольт Суслов «Полёт»

Я пришел в дремучий лес

И на дерево полез.

На сучок ступил ногой,

А другою – на другой.

Я почти уже забрался,

Но один сучок сломался.

Думал я, что он сухой,

Оказалось он – плохой.

Он сломался почему-то!...

И уже не помню как,

Я летел без парашюта

И внизу, конечно, - шмяк!

Подвела меня ошибка:

Я ушибся, но не шибко.

Крикнул маме:

- Всё в порядке!

У меня синяк на пятке.

Мне полезно ушибаться –

Меньше буду ошибаться!