Путешествие на остров Условного оператора

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
106 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс

Разделы: Информатика (ИКТ)

Преподаватель: ФИЛЮШИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — учитель информатики

Образовательное учреждение: ГОУ СОШ № 339 Невского р-на СПб

Добавлено: четверг, 15.08.2013

Описание:

Урок по информатике на тему: "Оператор условного перехода"

Урок-экскурсия:

"Путешествие на остров Условного оператора"

Цель урока:  Познакомить учащихся с полной и неполной формой условного оператора, показать применение оператора в решении задач.

Обучающая - сформировать знания о полной и неполной форме условного оператора и умения применять при решении задач.

Развивающая - развитие алгоритмического мышления, умения логически мыслить, строить причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать полученную информацию, составлять информационные модели примеров из реальной жизни.

Воспитательная - осознание роли информатики в истории человеческого общества, вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности, воспитание трудолюбия, инициативности в преодолении трудностей.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: доска, интерактивное оборудование Mimio, персональные компьютеры учащихся, компьютер учителя для демонстрации, экран, проектор, колонки, карточки с заданием, файлы с практической работой.

Используемые ЦОР: фрагмент фильма о применении условного оператора в решении задач: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657113 (автор видеофрагмента: Ключарева Валентина Александровна)

Педагогическая технология: игровая

 

План урока

  1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
  3. Объяснение нового материала
  4. Выполнение заданий:
  • пробных упражнений
  • тренировочных упражнений
  • заданий, требующих творческого применения знаний в нестандартных условиях.
  1. Подведение итогов урока и домашнее задание.

 

 

 

Ход урока

1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Слайд 1: - Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на остров Условного оператора.  Слайд 2: На острове нам необходимо узнать о полной и неполной форме оператора, рассмотреть применение оператора в решении задач. Слайд 3: Мы выберем воздушный вид транспорта - самолёт, поэтому прошу вас взять с собой все необходимые вещи и удачного путешествия.

А эпиграфом  к уроку будут слова:

Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным,

 поэтому давайте работать вместе.

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

 

(Шторка открывается) Как вы знаете, пассажиры международных линий проходят контроль безопасности, таможенный контроль, пограничный контроль и предполетный досмотр, после чего попадают в накопитель выхода на посадку. У нас будет тоже самое.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Слайд 4: Для прохождения контроля безопасности вам необходимо составить четыре правильные по смыслу фразы. (один человек работает у доски, соединяет с помощью маркера фразы одной группы с другой, а  все остальные учащиеся выполняют задание

 на листочках)

Молодцы, вы с успехом справились с первым заданием, осталось пройти таможенный контроль:

Слайд 5: Произведите сортировку данных свойств в соответствии с их отношением к свойствам информации или к свойствам алгоритма: (учащиеся распределяют слова по группам, можно вызвать несколько человек )

Слайд 6: Выберите правильный вариант записи оператора вывода. (после нажатия на правильный вариант рамка станет зеленой)

Таможенный контроль мы прошли успешно, прошу пройти на посадку:

Слайд 7:

Дамы и господа! 
     Командир корабля и экипаж от имени авиакомпании "Информатика - российские образовательные авиалинии" рады приветствовать вас на борту самолета ГБОУ-339, вылетающего рейсом Санкт-Петербург – Условный оператор. Информатика постоянно расширяет географию полетов. И сегодня мы открываем новую трассу. Расстояние от Санкт-Петербурга до Условного оператора 800 км. Время в пути  45 минут. Мы сделаем все возможное, чтобы ваш полет был приятным. Благодарю за внимание.

Слайд 8:

Пристегните ремни и прослушайте Правила техники безопасности на борту авиалайнера: краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Слайд 9: Смотрим фрагмент фильма "К взлету готов!"

Слайд 10: Дамы и господа! Наш самолёт попал в зону турбулентности. Пожалуйста, пристегните ремни. Фрагмент фильма "Турбулентность". Закрываем фильм белой шторкой и отвечаем на вопросы, вопросы спрятаны справа и слева от рабочего поля. К доске можно пригласить 4 человека.

 Чтобы выйти из неё ответьте на вопросы.

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

2. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

3. Как записывается оператор присваивания?

4. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

 

Слайд 11: (Нажатием на прямоугольники можно увидеть правильные ответы)

Какие из перечисленных  ниже записей можно рассматривать как имена переменных?

  1. 435ADSL;
  2. FORD/A;

                                                      3. SUMMA;

                                                      4. ПРИМЕР 1;

                                                      5. OTV

3. Объяснение нового материала. Обзорная экскурсия по острову.

Слайд 12: Дамы и господа! Добро пожаловать на остров "Условного оператора".  (Смотрим фрагмент фильма "Остров")

Слайд 13: Обзорная экскурсия по острову.

Слайд 14: Перед тем, как начать экскурсию выполните задание:

По заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу, которой можно выразить смысл этого предложения:

Вопросы:

  1.  Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.
  2.  Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

      3.    Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

(Ответы спрятаны за предложениями. Необходимо перетащить предложения вправо, чтобы прочитать ответ )

Слайд 15: Что общего в формулировке этих пословиц? (Шторка открывается)

Если – то

Эта конструкция описывает разветвляющийся алгоритм.

Примеры (если плохая погода, то беру зонт; если урок физкультуры, то одеваю спортивный костюм и т.д.) Приведите свои примеры.

(Шторка закрывается, вытаскиваются определения, которые учащимся необходимо запомнить)

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна  или другая последовательность шагов, называется ветвлением. Оператор, реализующий конструкцию ветвления, называется условным оператором.

Слайд 16: Условному оператору отвечают две структуры: полная и неполная. Поэтому на нашем острове всего два отеля: полный - он работает по системе "всё включено" и неполный - по системе - "только завтраки".

В Паскале ветвление организуется с помощью двух операторов: условный оператор IF и оператор выбора CASE. Сегодня на уроке мы познакомимся с условным оператором – IF. 
(за картинкой спрятан фрагмент фильма о полной форме условного оператора, за рамкой на алгоритмическом языке спрятана запись оператора в Паскале)

Формат 
1) if условие then оператор1 else оператор2; 
(если)             (то)                 (иначе) 
или 
Слайд 17: (за картинкой спрятан фрагмент фильма о неполной форме условного оператора, за рамкой на алгоритмическом языке спрятана запись оператора в Паскале)

2) if условие then оператор; 
(если)             (то) 
Условие – это равенство или неравенство. 
Оператор условия выполняется следующим образом. Сначала выполняется выражение, записанное в условии. В результате его вычисления получается значение истина или ложь. 
В первом случае, если значение выражения есть истина, выполняется оператор1, указанный после слова then (то). Если значение выражения ложь, то выполняется оператор2. 
Во втором варианте формата – если условие выражение истина, то выполняется оператор1, если – ложь – выполняется оператор, следующий за оператором if. 

Слайд 18: Общий вид оператора и блок-схема.

Слайд 19: О чем важно помнить при программировании на языке Паскаль. (Обратить внимание учащихся: если в блоке один оператор, то можно убрать слова begin и end, можно выбросить их в корзину)

4. Выполнение заданий учащимися:

Слайд 20-21: Расположи условия и инструкции ветвления соответственно столбцам таблицы (учащиеся заполняют таблицы)

Слайд 22: На сегодняшний день вы знакомы с тремя операторами. Давайте их вспомним - это оператор ввода, оператор вывода и оператор присваивания.

Рассмотрим несколько примеров: 

Задача: Расположи условия и инструкции ветвления соответственно столбцам таблицы (полная форма, неполная форма).

Задача: Написать программу проверки знания даты основания Санкт-Петербурга. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

В каком году был основан Санкт-Петербург?

Введите число и нажмите <Enter> - 1705

Вы ошиблись, Санкт-Петербург был основан в 1703 году!

Перед составлением программы учащимся предлагается ответить на вопрос, который позволит выбрать правильную форму записи условного оператора:

      Какая конструкция ветвления используется в данном алгоритме (полная или неполная)?

Слайд 23: Блок-схема решения задачи.

Слайд 24: (Учащимся предлагается самостоятельно расположить комментарии к задаче, убедиться в работе программы за своим рабочим местом)

Физкультминутка.

  1. Рисуй глазами треугольник.
  2. Теперь его переверни вершиной вниз.
  3. И вновь глазами ты по периметру веди.
  4. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,
  5. А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
  6. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
  7. И в центре ты остановись. Глазки крепко закрываем,
  8. Дружно до пяти считаем. Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

Слайд 25:  Задание, требующее творческого применения знаний в нестандартных условиях:

Написать программу проверки знания истории архитектуры. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Архитектор Исаакиевского собора:

  1. Доменико Тренизи
  2. Огюст Монферран
  3. Карл Росси

Введите номер правильного ответа  и нажмите <Enter>- 2

Вы ошиблись.

Архитектор  Исаакиевского собора – Огюст Монферран.

Слайд 26: После того, как учащиеся выполнили задание за компьютером, шторку открыть и проговорить с детьми, на что необходимо обратить внимание.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание

Слайд 27:

Дамы и господа!

Добро пожаловать в Санкт-Петербург!

Наш самолет совершил посадку. От имени экипажа благодарим за то, что вы воспользовались услугами авиакомпании "Информатика"

Слайд 28:

Сегодня на уроке мы: 
• повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления; 
• рассмотрели формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы; 
• научились составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам; 
• научились составлять и вводить программу с применением условного оператора.

  1. Новая тема для меня оказалась… 
    а) легкой 
    б) трудной, но интересной; 
    в) трудной. 
  2. Я считаю, что я… 
    а) поработал хорошо; 
    б) я не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее; 
    в) совсем неудовлетворителен своей работой.