Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
66 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Младшая группа (3-4 года), Средняя группа (4-5 лет), Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Педсовет

Преподаватель: Кузьмина Алла Анатольевна — заместитель заведующей по УВР

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Добавлено: суббота, 10.10.2015

Описание:

Методические рекомендации к проекту «Предметно-пространственная среда ДОУ»

Автор проекта – Кузьмина Алла Анатольевна, заместитель заведующей

по УВР ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Проект  адресован воспитателям ДОУ.

Данная работа создана с помощью системы «Mimio »

В проекте использованы:

-ФГОС ДОУ

-материалы, расположенные в сети «Интернет»

Цель проекта: закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды, требованиям к ее организации, психолого-педагогическим задачам, т.к.

насыщенная развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.

Для перехода со страницы  оглавления на страницу с определенным номером можно воспользоваться гиперcсылкой, закрепленной за кружком рядом с названием строки.

-Страница 1

Название проекта

-Страница 2

Содержит оглавление и номер страницы

-Страница 3

Требования к предметно-пространственной развивающей среде

Задание: «Сложи пазлы»

 1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

2.Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3.Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.

4.Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

5.Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

-Страница 4

Психолого-педагогические задачи развивающей предметно-пространственной среды

Задание : вытащи задачу из волшебного сундучка и расскажи для чего это нужно.

Психолого-педагогическая задача

Особенности организации предметно-пространственной среды

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может занять себя интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим  оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Развитие самостоятельности

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые  дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей постоянно. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Создание условий для развития познавательной деятельности

Среда должна быть насыщенной, представлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

Создание условий для проектной деятельности

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды  исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Создание условий для самовыражения средствами искусства

Образовательная среда должна обеспечить наличие необходимых материалов, возможности заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Создание условий для физического развития

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности)

 

-Страница 5

«Что к чему относится»

Задание: нужно расставить дидактические пособия по полочкам с названиями уголков

-Страница 6

Литературный уголок

(обеспечивает литературное развитие дошкольников)

Задание: нужно рассказать какой уголок нравится, почему, объяснить целесообразность, расставить веселые карандаши.

-Страница 7

Познавательный уголок

(обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей)

Задание: тоже

-Страница 8

Спортивный уголок

(обеспечивает двигательную активность детей)

Задание: тоже, расставь смайлики

-Страница 9

Игровые уголки

(обеспечивают организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр)

Задание: тоже

-Страница 10

Уголки творчества

(обеспечивают решение задач активации творчества детей)

Задание тоже

-Страница 11

Предметно-пространственная среда ДОУ

Задание: нужно назвать, какие помещения детского сада используются для создания педагогического процесса. Подсказка за шторкой.

(Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по сему зданию детского сада, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все помещения детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещение для взрослых, например, в методический кабинет, кухню  или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей - выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни)