Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для дошкольников
Возраст: Младшая группа (3-4 года), Средняя группа (4-5 лет), Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)
Разделы: Педсовет
Преподаватель: Кузьмина Алла Анатольевна — заместитель заведующей по УВР
Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Добавлено: суббота, 10.10.2015
Описание:
Методические рекомендации к проекту «Предметно-пространственная среда ДОУ»
Автор проекта – Кузьмина Алла Анатольевна, заместитель заведующей
по УВР ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект адресован воспитателям ДОУ.
Данная работа создана с помощью системы «Mimio »
В проекте использованы:
-материалы, расположенные в сети «Интернет»
Цель проекта: закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды, требованиям к ее организации, психолого-педагогическим задачам, т.к.
насыщенная развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.
Для перехода со страницы оглавления на страницу с определенным номером можно воспользоваться гиперcсылкой, закрепленной за кружком рядом с названием строки.
-Страница 1
Название проекта
-Страница 2
Содержит оглавление и номер страницы
-Страница 3
Требования к предметно-пространственной развивающей среде
Задание: «Сложи пазлы»
1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2.Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3.Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.
4.Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
5.Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
-Страница 4
Психолого-педагогические задачи развивающей предметно-пространственной среды
Задание : вытащи задачу из волшебного сундучка и расскажи для чего это нужно.
Психолого-педагогическая задача |
Особенности организации предметно-пространственной среды |
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка |
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может занять себя интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. |
Развитие самостоятельности |
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. |
Создание условий для развития свободной игровой деятельности |
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей постоянно. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители. |
Создание условий для развития познавательной деятельности |
Среда должна быть насыщенной, представлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.) |
Создание условий для проектной деятельности |
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей. |
Создание условий для самовыражения средствами искусства |
Образовательная среда должна обеспечить наличие необходимых материалов, возможности заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр. |
Создание условий для физического развития |
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности) |
-Страница 5
«Что к чему относится»
Задание: нужно расставить дидактические пособия по полочкам с названиями уголков
-Страница 6
Литературный уголок
(обеспечивает литературное развитие дошкольников)
Задание: нужно рассказать какой уголок нравится, почему, объяснить целесообразность, расставить веселые карандаши.
-Страница 7
Познавательный уголок
(обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей)
Задание: тоже
-Страница 8
Спортивный уголок
(обеспечивает двигательную активность детей)
Задание: тоже, расставь смайлики
-Страница 9
Игровые уголки
(обеспечивают организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр)
Задание: тоже
-Страница 10
Уголки творчества
(обеспечивают решение задач активации творчества детей)
Задание тоже
-Страница 11
Предметно-пространственная среда ДОУ
Задание: нужно назвать, какие помещения детского сада используются для создания педагогического процесса. Подсказка за шторкой.
(Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по сему зданию детского сада, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все помещения детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещение для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей - выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни)