Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных по программе Школа 21 века
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для школьников
Классы: 3 класс
Разделы: Русский язык
Преподаватель: Васина Елена Васильевна — учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Добавлено: воскресенье, 11.08.2013
Описание:
Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе
Учитель: Васина Елена Васильевна
Тема: «Правописание мягкого знака
после шипящих у имен существительных»
Программа «Школа 21 века»
ЦЕЛЬ: учить правописанию мягкого знака после шипящих;
ЗАДАЧИ: развивать умение классифицировать слова;
отрабатывать правописание словарных слов;
развивать речь, память, мышление, внимание;
развивать связную речь; воспитывать любовь к окружающему миру.
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверт с заданием, презентация 21 слайд – блокнот Mimio Studio, учебник по русскому языку С.В.Иванова Москва «Вентана-Граф»2010 года, рабочая тетрадь ученика.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. (1 слайд)
- Словарная работа. (2 слайд)
- У вас на партах конверты. Достаньте содержимое конверта. Прочитайте слова, которые написаны на листах.
В…Р…Б…И Т…ТРАД… П…Л…ТО К…Н…КИ
В…РНУТ… К…РАБЛ… К…РТОФЕЛ…
- Что общего у всех этих слов? (это слова из словаря с непроверяемой безударной гласной; все они пишутся с мягким знаком)
- Возьмите зеленую ручку и вставьте пропущенные буквы.
- Давайте проверим. (ученики пишут буквы на доске)
- Поднимите руку, те у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!
-Ко всем словарным словам есть картинка, кто заметил, к какому слову картинки нет. (вернуть)
- Чистописание. (3 слайд)
- Цепочку букв для чистописания вы составите самостоятельно. Прочитаем вопрос – задание.
«Используйте первые буквы им.сущ. во мн.числе …(отберите слова во мн.числе) и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.»
- Что у вас получилось? (проверим)
- Написать эту цепочку нужно до конца строки, меняя попарно буквы местами.
- Кто выйдет к доске и напишет сочетание букв?
- Повторение. (4 слайд)
-Посмотрите на словарные слова.
-Есть ли различия в нахождении и роли мягкого знака?
(находится на конце или в середине слова и обозначает мягкость согласных, разделительный мягкий знак)
- Разделим слова на два столбика.
-Назовите лишнее слово, т.е. найдите еще одно различие.
(эти слова являются разными частями речи)
- Разделите слова на два столбика по этому различию.
-О какой части речи мы с вами говорили на прошлых уроках?
(имя существительное)
- Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить себя.
Приготовьте свои сигнальные карточки. Я буду читать высказывание,
а вы будете показывать сигнальной карточкой согласны с этим высказыванием или нет.
- Изучение нового материала. (5 слайд)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какие звуки вы слышите на конце слов? (шипящие Ж, Ш, Ч, Щ)
ДОЧЬ, МЯЧ, НОЧЬ, КЛЮЧ, ВЕЩЬ, ЛЕЩЬ,
МОЛОДЕЖЬ, УЖ, МЫШЬ, КАРАНДАШ
- Давайте подумаем. Что вы заметили?
(учащиеся видят, что после одних и тех же букв ь то пишется, то не пишется)
- Слова какой части речи написаны на доске?
(имя существительное)
- Давайте прочитаем вопрос.
«Распределите слова в два столбика
по наличию мягкого знака»
дочь мяч
ночь ключ
вещь лещ
молодежь уж
мышь карандаш
- А теперь давайте посмотрим на строчки слов.
- Дочь – мяч. Звук Ч всегда какой? (мягкий).
- Но в слове дочь написан Ь, а в слове мяч нет. (и так по каждой строчке)
- Как вы думаете какая у нас сегодня цель урока?
(Мы должны узнать, когда в словах после шипящих пишется Ь.)
(6 слайд)
- Итак, тема урока:
«Мягкий знак на конце имен сущ. после шипящих»
(7слайд)
- Определите род имен сущ. в первом столбике. (женский род)
- Определите род имен сущ. во втором столбике. (мужской род)
- Можете ли вы сформулировать правило о написании Ь знака после шипящих у имен существительных?
- Давайте откроем учебник на стр. 142 и сверимся с учебником, где авторы приводят правило.
- Как определить правильность написания слова с шипящим на конце?
Давайте составим план действий.
(в ходе обсуждения на доске появляется совместно выработанный алгоритм)
- Работа над новым материалом.
(8 слайд)
- Для того, чтобы нам начать отрабатывать правило мы составим план нашей работы.
- Прочитаем вопрос-задание.
«Восстанови порядок работы над правилом»
(9 слайд)
- Читаем лексическое значение слова и записываем слово в тетрадь с объяснением написания. Проверяем на доске.
(10 слайд)
- новое словарное слово.
- Посмотрите и запомните безударную гласную. Прочитайте строки из стихотворения и скажите из какого они произведения?
Вернулись на 9 слайд и продолжаем работу.
ВЫВОД: Итак, когда мы пишем мягкий знак после шипящих у имен существительных?
- Закрепление материала. (11слайд)
- Посмотрите на упр.2 стр.143 прочитайте этот рассказ про себя, подготовьтесь к чтению вслух.
- О чем говорится в рассказе? (о ночной тишине, красоте)
- Кто такой сыч? (нажать на слово сыч)
- Прочитаем в толковом словаре. (12 слайд)
(вернулись на 11 слайд)
- Что такое пейзаж? (нажать на слово пейзаж)
- Прочитаем в толковом словаре. (13 слайд)
(вернулись на 11 слайд)
- Давайте поработаем карандашом. Найдите и подчеркните имена сущ. с шипящими на конце слова.
- Первый вариант выписывает слова женского рода, а второй вариант слова мужского рода.
- Вспомним алгоритм (7 слайд)
(14 слайд)
- Давайте проверим.
- Проверь себя. (15 слайд)
- Я продиктую вам слова, а вы поставите прочерк если в слове Ь нет, а если он есть напишите его.
ОБРУЧ, ГУАШЬ, КЛЮЧ, МОЛОДЕЖЬ, ЛАНДЫШ.
- Давайте проверим.
- У кого нет ни одной ошибки. Молодцы!
- Итог урока. (16 слайд)
- Чему учились на уроке?
- Когда мы пишем Ь после шипящих у имен существительных?
- Что было трудным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. (17слайд) Рефлексия