Осень в музыке и живописи. Путешествие осеннего листочка

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
4 пользователя проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Музыка, Познание

Преподаватель: Гончарова Татьяна Евгеньевна — Музыкальный руководитель

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 79 Приморского района Санкт-Петербурга

Добавлено: вторник, 19.11.2019

Описание:

«Осень в музыке и живописи. Путешествие осеннего листочка»

Цель: Данный цикл создан для ознакомления детей с музыкальными и художественными произведениями, посвящёнными осенней тематике. Мимио-проекты разделены на три части – по осенним месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь). На музыкальных занятиях дети слушают произведения, знакомятся с картинами известных художников, сравнивают услышанное и увиденное. В конце месяца проверяют свои знания с помощью интерактивных заданий.

Задачи:

  • Ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное, осознанное отношение к ней.
  • Развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.
  • Накапливать запас любимых произведений.
  • Развивать познавательный интерес.                                                                   
  • Развивать умения детей принимать игровую задачу, выполнять игровые действия.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цикл мимио-проектов создан с помощью интерактивных технологий MimioStudio и может использоваться музыкальными руководителями в качестве музыкально-дидактического пособия. Рассчитан на работу с детьми старшего (5-6) дошкольного возраста.

Тип проекта: музыкально-дидактический.

I часть. «Сентябрь»

1 страница - Титульный лист

Вход детей с листочками. Упражнение под музыку из гиперссылки «Осенние дорожки». Музыка и слова О. Осипова.

2 страница - Педагог рассказывает историю: «Жил-был листочек на ветке. Всё лето он качался рядом со своими друзьями-листочками» …

3 страница - Но вот наступила осень. Стало холоднее, и листочки пожелтели, покраснели. Из-за этого осень стали называть «золотой», как на картине русского художника Ильи Остроухова «Золотая осень». Перед нами чаща леса или парка. На картине изображены клёны и другие деревья, покрытые жёлтой осенней листвой. За деревьями — поляна, на которой находятся две сороки, чёрно-белое оперение которых выделяется на фоне цветов осеннего леса. Все богатство желтого, охрового, золотистого художник использовал, чтобы передать очарование самой красивой поры осени. Именно об этом времени великий поэт Пушкин написал: " Очей очарованье"! 

4 страница - А потом и вовсе стали падать на землю. Давайте вспомним песню Михаила Красева «Падают листья».

5 страница - Птицам тоже стало холодно. Они начали собираться в стаи и полетели в тёплые края. Послушаем песню «Скворушка прощается» Тамары Попатенко.

6 страница - Красива природа в начале осени своими яркими красками! Это мы видим на картине "Золотая осень" - пейзаже русского художника Исаака Левитана. Этот осенний пейзаж необыкновенно светел и оптимистичен, на этой картине грусти нет! На полотне изображены глубокая лесная речка насыщенного синего цвета и отражающие золотой солнечный свет белоствольные березы в осеннем убранстве…

7 страница - Урожай с полей убран. Настал сезон охоты. Послушаем пьесу «Сентябрь. Охота» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

8 страница - Аналогичная пьеса есть и у Антонио Вивальди. Он написал четыре скрипичных концерта "Времена года". Каждый концерт посвящён одному времени года, состоит из трёх частей, крайние части являются быстрыми, а средняя медленной. "Времена года". "Осень" Часть 1 «Сентябрь». «Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех, задорных песен звон!»

9 страница - Детям предлагается по фоновой картинке отгадать название картины и художника. Проверка – по гиперссылке на портрете художника («Золотая осень» Ильи Остроухова)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

10 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (песня Михаила Красева «Падают листья»)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

11 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (песня «Скворушка прощается» Тамары Попатенко)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

12 страница - Детям предлагается по фоновой картинке отгадать название картины и художника. Проверка – по гиперссылке на портрете художника (картина "Золотая осень" Исаака Левитана)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

13 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (пьеса «Сентябрь. Охота» П.И. Чайковского)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

14 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (Антонио Вивальди. Скрипичный концерт "Осень" Часть 1 «Сентябрь»)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

II часть. «Октябрь»

1 страница - Титульный лист

2 страница - Наступил октябрь. Начались дожди. Грустное настроение в песне Цезаря Антоновича Кюи. "Осень".

3 страница - Картина «Октябрь» (Осень) художника Исаака Левитана. Это второе полотно художника, с которым мы познакомились. Но как же оно отличается от первого!

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

     Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

     Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

    Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

    На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.» К. Паустовский. Исаак Левитан (фрагмент рассказа).

4 страница - Давайте послушаем пьесу "Октябрь. Осенняя песнь" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Какой характер у музыки?

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.»

5 страница - Сонная плавная музыка и у венецианского композитора Антонио Вивальди. "Времена года". "Осень" Часть 2 «Октябрь». Природа засыпает.

6 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (песня Цезаря Антоновича Кюи. "Осень")

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

7 страница - Детям предлагается по фоновой картинке отгадать название картины и художника. Проверка – по гиперссылке на портрете художника (картина "Октябрь» (Осень) Исаака Левитана)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

8 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (пьеса "Октябрь. Осенняя песнь" П.И. Чайковского)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

9 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (Антонио Вивальди. "Времена года". "Осень" Часть 2 «Октябрь»)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

III часть. «Ноябрь»

1 страница - Титульный лист

2 страница - Вот и наступил последний осенний месяц – ноябрь. Холод и мороз всё больше сковывает природу. Это мы слышим в пьесе Самуила Майкапара «Осенью».

3 страница - Картина «Ранний снег» художника Василия Дмитриевича Поленова. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась.

4 страница - Но грусти мы не услышим в музыке Антонио Вивальди "Времена года". "Осень" Часть 3 «Ноябрь». Это произведение танцевального характера, грациозное и лёгкое.

5 страница - В произведении П.И. Чайковского "Ноябрь. На тройке" ("Времена года») тоже не слышно грусти. Эта музыка рисует бег тройки лошадей по скрипящему и блестящему на солнце снегу.

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

6 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (пьеса Самуила Майкапара «Осенью»)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

7 страница - Детям предлагается по фоновой картинке отгадать название картины и художника. Проверка – по гиперссылке на портрете художника (картина «Ранний снег» Василия Дмитриевича Поленова)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

8 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (Антонио Вивальди "Времена года". "Осень" Часть 3 «Ноябрь»)

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.

9 страница - Прослушав музыкальный фрагмент (скрипичный ключ в правом нижнем углу), детям предлагается назвать прозвучавшее произведение.

Проверка – по гиперссылке на портрете композитора (пьеса П.И. Чайковского "Ноябрь. На тройке")

Возвращаемся на страницу по гиперссылке кленового листочка в верхнем левом углу страницы.