Органы чувств (по учебнику Плешакова, УМК Школа России)

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
203 пользователя проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс

Разделы: Природоведение / Окружающий мир

Преподаватель: Ефанова Наталия Борисовна — учитель начальных классов

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 301 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Добавлено: суббота, 03.08.2013

Описание:

Методическое пособие к проекту

«Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

(Окружающий мир. А.А. Плешаков)

 

Автор проекта - Ефанова Н. Б.

 

 

 

 

ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать для работы с учащимися 3 класса при изучении темы: «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»  на уроках Окружающий мир  УМК Школа России, автор А.А. Плешаков.

Проект разработан с помощью системы  «Mimio Studio». В проекте 30 листов, включающих в себя контрольные вопросы по предыдущей теме, учебный материал, видео-сюжеты из детских образовательных программ и игровые задания для закрепления материала.

Учебный материал разбит на 6 частей. 5 частей - рассказы об органах чувств, в которые входят: сведения об органе, охрана здоровья и интересные факты; в заключительной, шестой части, даны игровые задания на закрепление темы. Началом учебного материала является лист с загадками Бабы Яги, своеобразное содержание, с которого по гиперссылкам можно перейти на определенный лист.

 

Цель урока: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир.

 

Задачи:

  • Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.
  • Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, делать выводы.
  • Прививать навыки соблюдения  правил здоровьесбережения; умения работать в группе.

 

Оборудование:

  • проект, созданный с помощью системы  «Mimio Studio»
  • наборы продуктов и  предметов для исследовательской работы.

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ УРОКА

1. Организационный  момент.

     Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.

Сегодня у нас будет необычный урок.

2. Постановка цели и задач урока.

     Современные компьютерные технологии помогут нам повторить изученное и узнать что-то  новое. А, так же, вам предстоит  в группах провести ряд исследований и сделать самостоятельные выводы.

    Люди, имеют разный цвет  волос и кожи,  форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что их объединяет в устройстве организма? ( внутреннее строение организма)

    Проверим, что вы узнали на прошлом уроке о внутреннем строении организма человека.

 

 1 - 2 лист – Вопросы по   пройденному материалу

 

Вопрос вытаскивается на поле стилусом.

  • Из чего состоит организм человека? (из органов)    
  • Какие системы органов вы знаете? (нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, репродуктивная)
  • Какая система управляет деятельностью всего организма?(нервная) 

 

 

 

 

Игра «Найди пару».

 

Нужно ответить на вопрос Бабы Яги: «Что изучают эти науки?»

Анатомия        Физиология           

              Гигиена

 

Наука изучает работу органов.

 

Наука о сохранении и укреплении здоровья.

 

Наука изучает строение тела человека.

3 лист. Сообщение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека.

Посмотрите вокруг, что вы видите? (ответы детей). Сделайте вдох и вы почувствуете запахи. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью своих “разведчиков”.
      А еще можно сказать, что это органы чувств. Органы чувств – связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Тема нашего урока – Органы чувств (открываем шторку).

           Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир; это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.

 

 

4 лист. Отгадайте загадки Бабы Яги.

 

 

Дети ответы набирают в клеточках. Можно отгадывать по одной загадке, можно сразу все. Затем переходят по гиперссылкам, которые расположены на цифрах в кружочках.

 

По цифре 1 переход на слайд Глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 лист. Глаза- орган зрения.

     

       Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза?  (веками). Ресницы окружают глаз, над глазами - брови. Слезы тоже защищают наши глаза.

Глаза - это сложные живые оптические приборы. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью

зрения. Зрение - способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаз воспринимает световые волны. Информация поступает в мозг, который сообщает, что мы видим. Посмотрим небольшой фильм, как это происходит (отрывок из детской познавательной передачи телекомпании Бибигон).

 

6 лист. Берегите глаза.

 

       Врачи – окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение.          У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Зрение нужно беречь!     

        Нельзя утомлять глаза. Чаще давайте им отдых.

Проведём гимнастику для глаз:

Встаньте.

1. Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую.

3. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет1-6. Повторить 1-2 раза.

 

 

 

7 лист. Это интересно.

 

 

      Интересные факты об органе  зрения.

       Смайлик в нижнем правом углу листа перенесет нас на лист с загадками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 лист. Уши – орган слуха.

 

          Игра «Угадай-ка». Предложить детям угадать звуки музыкальных инструментов: бубен, марокасы, свирель, колокольчик:

          Второй по важности орган чувств у человека, очень тонкий и сложный - ухо. Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 лист. Строение органа слуха.

 

 Мы видим только наружную часть уха - ушную раковину и барабанную перепонку.      

Остальная его часть находится внутри головы- среднее ухо и внутреннее ухо.

    Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу и там обрабатывается.

 

 

10 лист. Берегите уши.

    

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и

понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться с помощью мимики и жестов. Слух надо беречь!

На усмотрение учителя: можно правила открыть сразу, а можно сначала предложить детям самим сказать, как беречь орган слуха. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте на природе - среди тишины, вдали от шума цивилизации. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к врачу.

 

 

 

 

 

 

11 лист. Это интересно.  

 

        Интересные факты об органе  слуха.

       Смайлик в нижнем правом углу листа перенесет нас на лист с загадками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 лист. Нос – орган обоняния.  

 

 

 

Игра «Угадай-ка». Предложить детям понюхать ватные диски, смоченные разными пахучими веществами (духи, синтетический клей и т. п.).

Обоняние – это способность

человека чувствовать запахи.

Какие запахи можно почувствовать в разных помещениях? (ответы детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 лист. Строение органа обоняния.

 

 

Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи 

исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма).

 

 

14 лист. Охрана органа обоняния.    

 

На усмотрение учителя: можно правила открыть сразу, а можно сначала предложить детям самим сказать, как беречь орган обоняния.

Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 лист. Это интересно.                       

 

 

Интересные факты об органе  обоняния.

       Смайлик в нижнем левом углу листа перенесет нас на лист с загадками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 лист. Язык – орган вкуса.

 

 

Игра «Угадай-ка». Вызвать детей, завязать глаза. Предложить попробовать кусочки различных продуктов (огурцы соленые, долька чеснока, виноград, лимон, шоколад). Дети угадывают, какие продукты им дали и рассказывают об их вкусе.

Мы различаем вкусы с помощью языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 лист. Строение органа вкуса.

 

 

Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Язык также различает горячее, холодное и боль.

 

 

 

18 лист. Гигиена языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 лист. Это интересно.                       

 

 

        Интересные факты об органе  вкуса.

       Смайлик в нижнем правом углу листа перенесет нас на лист с загадками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 лист. Кожа – орган осязания.

 

 

Игра «Угадай-ка».

  1. Предложить детям потрогать предметы разной фактуры.
  2. Определить в мешочке на ощупь различные предметы.

       Закройте глаза, проведите

рукой по столу, по своей одежде, потрогайте  лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость одежды, тепло своего тела. Это чувство называется- осязанием. Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания, расположены прямо под  поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций.

 

 

 

21 лист. Охрана кожного покрова.

 

 

На усмотрение учителя: можно правила открыть сразу, а можно сначала предложить детям самим сказать, как беречь орган осязания.

 

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

 

 

 

 

 

 

 

 

22 лист. Это интересно.                       

 

 

 

Интересные факты об органе  осязания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 лист. Роль головного мозга.

 

Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Вашими органами руководит головной мозг).

Мозг обрабатывает полученные сигналы и составляет единое впечатлений о том, что нас окружает.

 

 

 

 

 

 

 

24 - 29 лист. Загадки Бабы Яги и ее друзей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исправьте ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выберите   правильное      определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 лист. Обобщение знаний.

 

Мультфильм об органах чувств.

 

- Сколько органов чувств есть у человека?

- Что вы узнали нового об органах чувств человека?

- Какую роль они играют в нашей жизни?

- Как нужно беречь органы чувств?

 

      Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Для того, чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться.

 

 

Релаксация. Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове, поблагодарите своих товарищей за сотрудничество (пожмите друг другу руки). Всем спасибо за урок!