О-Ё после шипящих и ц_ Итог

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
308 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 3 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс

Разделы: Русский язык

Преподаватель: Васильева Светлана Валерьевна — учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: Педагогический колледж №2

Добавлено: суббота, 17.08.2013

Описание:

Правописание О-Ё после шипящих и Ц

Все учителя русского языка знают, что одним из слабых мест в нашей школьной практике является выучивание (вернее невыучивание!) детьми правил. Второе слабое место, связанное с правилами, — это неумение их применять. То есть иногда ребенок правило выучил, но пишет всё равно с ошибками, потому что для того, чтобы правило применить, нужно: 1) увидеть, что есть вероятность совершить ошибку (т. е. в слове есть орфограмма); 2) вспомнить конкретное правило, которое касается именно этой орфограммы; 3) правильно его применить. Понятно, что всё вышеперечисленное требует 1) осознанности действий и 2) времени, если только применение правила не закреплено в навыке, а значит, ученику куда проще написать, полагаясь на чутьё (которое, естественно, может не сработать или вовсе отсутствовать).

 Мы изучаем правило «Правописание О и Е в суффиксах существительных и прилагательных после шипящих и Ц». Для работы на уроке заготавливаем в программе «Мимио-блокнот» проект из нескольких листов (далее в тексте — страниц блокнота), которые проецируются во время урока на доску и с которыми работают ученики при помощи стилуса. На второй странице блокнота (первая — это «обложка» проекта) просим ученика, выбрав инструмент «перо», написать продиктованные нами предложения, в которых встречаются слова с указанной орфограммой. (Например: В зоопарке много детенышей животных: медвежонок, ежонок, бельчонок, крольчонок. Поэта можно назвать стихотворцем, а доктора — врачом. Мама купила ситцевые занавески.) Он записывает. Затем просим его выбрать инструмент «маркер» и отметить им те буквы, в написании которых он не уверен (если он уверен во всём, что сделано, просим другого ученика из класса отметить те буквы, которые он написал бы иначе или при написании которых сомневался; если выделяются буквы, иллюстрирующие другие орфограммы, — комментируем их написание, но просим убрать с них пометки маркера). Мы подошли к тому, что без правила дальше не справиться. Сначала проверим, верно ли записаны предложения: для этого нужно открыть шторку, которая закрывает на этой странице верно набранный текст. Затем переходим на третью страницу блокнота, где заранее набраны существительные и прилагательные с буквами О и Е в суффиксах и окончаниях после шипящих и Ц, буквы О и Е при этом уже выделены (либо другим цветом, либо маркером). Один ученик над каждым словом пишет часть речи, другой — выделяет в каждом слове ту часть слова, в которую попадает буква О или Е, третий — ставит ударения, четвертый «маркером» выделяет букву перед О или Е (при этом каждый работает своим цветом, трое первых работают «пером»). Теперь просим учащихся понаблюдать за закономерностями: какие условия должны соблюдаться для выбора той или иной буквы?

Открываем четвертую страницу блокнота, где заготовлен конструктор для создания правила. Конструктор выглядит следующим образом: это набор блоков, на которых написаны слова или словосочетания, которые могут войти в правило (создавая блоки, следует помнить о том, что нужно сгруппировать прямоугольник, на котором пишется текст, с текстовым блоком, чтобы они двигались вместе, а не по отдельности). Мне кажется важным, чтобы набор был избыточным, т. е. в него входили не только те слова, которые потребуются для составления правила, но и другие, которые нужно отбросить за ненадобностью: например, части речи лучше перечислить все, чтобы ученики были вынуждены выбрать из них только те, о которых в данном случае идёт речь (это, кстати, полезно и для того, чтобы они в принципе повторили, какие части речи есть в русском языке, поэтому в набор сто'ит добавить и причастие с деепричастием, изучение которых далеко впереди). Для этого правила набор будет выглядеть следующим образом: «В», «и», «и», «и», «не», «О», «Е», «Ё», «существительных», «прилагательных», «наречий», «глаголов», «местоимений», «числительных», «причастий», «деепричастий», «приставках», «корнях слов», «суффиксах», «окончаниях», «под ударением», «пишется О», «пишется Е», «пишется Ё», «без ударения», «всегда», «никогда», «бывает», «после», «шипящих», «свистящих», «и Ц», «и Х». Просим кого-нибудь из учеников выбрать нужные блоки и составить их таким образом, чтобы получить правило (в случае необходимости он может возвращаться на предыдущую страницу, чтобы посмотреть на примеры, с которыми работали на предыдущем этапе урока, — это исключительно важная возможность, которой нет при работе с обычной доской, — то, что стёрто с обычной доски, приходится держать в голове). Проверяем все вместе формулировку на необходимость и достаточность информации для работы с полученным правилом, затем просим кого-нибудь из учеников расставить и прокомментировать знаки препинания. Если правило нас устраивает, фиксируем его, создав фотографию экрана (затем мы сможем в любой момент вернуться к ней, войдя в «Галерею мимио»). Здесь же мы обратимся к первой странице проекта, где есть рисунок, иллюстрирующий наше правило. Внимательно рассмотрим рисунок и попробуем «увидеть» в нем правило, объясним (можно попросить сделать это учащихся или прокомментировать самому), какие позиции правила нашли своё отражение в рисунке: цыплёнок — буква Ц, змея — шипящие, домик составлен из квадратика, который в русском языке является знаком окончания, и треугольной крыши — знака суффикса, труба над домиком, где живет буква О, — это ударение, над домиком, где живет буква Е, трубы нет. Следует спросить, о чём забыл художник (дать какие-то подсказки о частях речи, для которых это правило «работает»), предложить детям додумать этот рисунок или придумать свой (это может быть частью домашнего задания для желающих). Наиболее удачные детские рисунки можно затем вносить в проект, создав для них специальную страницу. На всех последующих страницах, где мы пользуемся правилом, этот рисунок будет находиться внизу в качестве подсказки, чтобы нам не приходилось все время возвращаться к словесной формулировке.

Переходим на пятую страницу блокнота, где уже есть список слов, в которых встречаются буквы О, Ё и Е после шипящих и Ц, правда, среди этих слов есть такие, которые не подходят под изучаемое правило, например, другой части речи или с орфограммой в корне слова. Просим кого-нибудь из учеников, выбрав инструмент «маркер», отметить изучаемую нами орфограмму. Очень часто школьники забывают о том, что нужно следить сразу за всеми указанными в правиле условиями (собственно, именно это — одна из наиболее распространенных причин орфографических ошибок), поэтому, вероятнее всего, будут выделены все орфограммы, похожие на изучаемую, т. е. в каждом слове ученик что-нибудь да выделит. Это будет предметом для дальнейшего обсуждения в классе, повторения уже изученной орфограммы «О и Ё после шипящих в корне слова». (Здесь можно вернуться на страницу с конструктором и спросить, можем ли мы, имея тот же набор слов, составить это правило, если нет — то какие слова ещё нам потребуются. Естественно, что учитель может дополнить набор блоков теми словами, которые позволят создать правило, ничего не добавляя во время урока, но можно и попросить заполнить пробелы в получившемся правиле, дописав слова от руки.) Затем на пятой странице обведём красным пером (или выделим маркером) те слова, которые нас не интересуют (с орфограммой в корне слова и отглагольные части речи), прокомментируем написание О и Е в необведённых словах.

 Перейдем на шестую страницу блокнота. Здесь учащиеся увидят три прямоугольных блока, на каждом из которых уже написано одно слово. Подумаем, какие слова должны попасть на каждый блок (на желтый блок — слова с изученной на уроке орфограммой, на зеленый — с аналогичной орфограммой в корне слова, на белый — слова с буквой Ё в окончаниях глаголов и суффиксах отглагольных частей речи). Ребята могут работать по цепочке, когда по очереди выходят к доске и каждый «перетаскивает» одно из слов, расположенных под блоками, на один из трёх блоков; можно по очереди вызвать трёх учеников, каждый из которых перетащит все слова на один из блоков (т. е. первый выберет все слова, которые должны стоять на желтом блоке, второй — на зеленом, третий — на белом). Мы можем предупредить ребят о том, что некоторые слова не попадут ни на один блок (если класс не слишком сильный или обычно у нас не бывает «лишних» слов), а можем и не делать этого, тогда придется всем вместе искать слова, которые попали на тот или иной блок «неправомочно» — это тоже полезная работа. После распределения слов по блокам спросим, какие слова остались внизу и почему это произошло. Определим части речи — у нас остались существительные с суффиксом -ёр- и наречия — понаблюдаем, годится ли правило, изученное нами сегодня, для наречий, вернёмся к конструктору и ещё раз составим правило, добавив в него наречия. Сделаем фотографию экрана, после чего составим правило для глаголов и отглагольных частей речи, дописав недостающие слова от руки. Ещё раз сделаем фотографию экрана. Прокомментируем написание существительных с суффиксом -ёр-. Теперь попросим учащихся придумать небольшой рассказ, использовав десять слов из тех, которые находятся на шестой странице блокнота. Естественно, что если они вставят в свой рассказ другие слова с орфограммой «Гласные после шипящих» это будет только приветствоваться.

 Далее работа с этими рассказами может строиться по усмотрению учителя (взаимопроверка, выставка работ, проверка учителем, чтение вслух и развернутый комментарий и т.д.), а мы переходим к седьмой странице блокнота. Там набраны слова и словосочетания, в которых пропущены буквы на изучаемую орфограмму. Попросим кого-нибудь из учеников вписать инструментом «перо» пропущенные буквы и прокомментировать свою работу. На восьмой странице блокнота (если мы не успели поработать с ней на том же уроке, то можем начать с неё следующий урок) мы найдем текст, придуманный пятиклассницей, в котором довольно много ошибок. Наша задача — исправить все ошибки. Выбираем инструмент «перо», настраиваем красный цвет и — почувствуй себя учителем! Если Ваши ученики знают нормы отметок (а обычно мы знакомим их с этими нормами), то можно попросить их поставить отметку за проверенную работу. Кстати, это может стать предметом для обсуждения: что делать, если ученик старался, а получается, что поставить можно только «двойку», потому что количество ошибок слишком велико.

Осталось добавить, что интерактивное устройство ни в коей мере не заменяет работу в тетрадях, хотя, естественно, учащиеся за партами не успеют записать всё, что было на доске. Поэтому, готовя подобный урок, учитель должен тщательно продумать, что именно из записей на доске должно в конце концов оказаться записанным в тетради. В данном случае схема этих записей может выглядеть следующим образом:

  • со второй страницы — все три предложения, потому что их диктует учитель сразу всему классу;
  • с третьей страницы — два существительных (по одному с буквами О и Е) и два прилагательных (по одному с буквами О и Е);
  • с четвертой страницы — только итоговый вариант правила для существительных, прилагательных и наречий и правило для глаголов и отглагольных частей речи;
  • с пятой страницы — только слова, подходящие под изучаемое правило (т. е. задание мы дадим только после того, как на доске будут выделены все лишние слова);
  • с шестой страницы — только рассказ с десятью из представленных слов;
  • с седьмой страницы — десять словосочетаний, которые показались наиболее сложными;
  • с восьмой страницы — ничего.

Итак, наш урок подошёл к концу. Активная работа с доской на уроке мотивирует учащихся на запоминание и отработку правила; возможно, некоторые учителя сочтут, что работа неоправданно сложная, но на самом деле всё, что мы здесь делаем, совершенно доступно для школьников, и они готовы понять, что при изучении любого правила есть тонкости, о которых нельзя забыть (иначе как потом будет выглядеть учитель в глазах ученика, когда ребёнок напишет слово «дирижёр» или «сгущёнка» через букву О, руководствуясь изученным правилом?).

Кроме того, наличие интерактивного устройства открывает перед учителем ещё ряд дополнительных возможностей:

  • Мы можем сохранять в галерее экранных надписей все промежуточные варианты работы: т. е. у нас всегда есть возможность напомнить, что и как было сделано на уроке, а если мы не забываем просить учащихся подписываться под своей частью работы, то ещё и кто и на какую отметку работал (кстати, это удобно для учителя, когда в конце урока он не помнит, кому какую отметку должен поставить, поскольку у доски были многие; снимается также и вопрос ученика: «А за что тройка?!», или во всяком случае объяснить ему «за что» становится очень просто).
  • Мы имеем возможность подготовить заранее все необходимые для урока материалы: все учителя знают, что пишут дети медленно, поэтому экономия времени выглядит очень существенно: мы успеваем отработать значительно больше материала, чем при обычной работе с доской.
  • И наконец, в случае необходимости мы можем вернуться во время урока к предыдущим записям, сделанным во время урока.

 

Загрузить:

Microsoft Office document icon after_ship_0.docBinary Data after_ship.ink