Мишутка собирается в школу

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
158 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для школьников

Классы: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс

Разделы: Коррекционная педагогика (психология), Коррекционная педагогика (для детей с ограниченными возможностями)

Преподаватель: Лисина Екатерина Михайловна. — Учитель-психолог

Образовательное учреждение: ГОУ С(К) школа-интернат (VIII вида) № 7 Красносельского р-на СПб

Добавлено: воскресенье, 11.08.2013

Описание:

Коррекция когнитивных процессов у учащихся

младших классов с ОВЗ.

Занятие:  «Мишутка собирается в школу».

Автор-составитель: педагог-психолог ГОУ СКШ №7 Лисина Екатерина Михайловна.

Цель занятия: коррекция когнитивных процессов, необходимых для успешного обучения у учащихся младших классов с ОВЗ.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

 

  1. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции;
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие;
  3. Развивать пространственную ориентировку;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Развивать речь;
  6. Формирование школьной мотивации, позитивного отношения к школе.

Образовательные:

  1. Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина);
  2. Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз.

Воспитательные:

  1. Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
  2. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие;
  3. Воспитывать уважение друг к другу;
  4. Воспитание эстетических чувств.

Актуальность: Когнитивные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Большой вклад в изучение и развитие когнитивных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,  Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Школьный, в большей степени младший школьный, возраст является периодом  интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Предлагается занятие, в котором учащиеся не только знакомятся со сказкой и её героями, но и включаются в решение занимательных заданий, направленных на развитие  и коррекцию когнитивных процессов.  В ходе занятий решались задачи по развитию различных типов восприятия, совершенствованию мыслительных операций, повышению уровня внимания и памяти, развитию мелкой моторики руки и зрительно-пространственной координации, по повышению скорости протекания мыслительных процессов. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.

Занятие ориентировано на учащихся младших классов, в возрасте 8 – 10 лет. На основе использования интерактивной системы  Мimio, которая дает  возможность педагогу провести увлекательное игровое занятие  с детьми  на современном уровне.

Принципы работы:  К предлагаемым в данном проекте заданиям необходимо  подходить  с  учетом индивидуальных особенностей детей.  Комплектование и количество игр и упражнений варьируются ведущим.  Можно сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей в соответствии с их настроением.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Описание листов.

 

ЛИСТЫ 1,2

                                               

Вступление. Настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся. Знакомство с главным героем Мишуткой. Выдвижная панель с заданиями – потянуть за треугольник.

 

ЛИСТ 3.

 

 «Найди портфель».

Задание: Нужно отгадать загадку и в комнате Мишутки отыскать портфель.

 

ЛИСТ 4.

 

Получение приза (школьных принадлежностей). Кто-то из детей «укладывает» учебники в портфель

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 5.

  

«Дорожка к школе».

Задание: необходимо отгадать загадку и  с помощью инструмента Мимио- перо провести Мишутку к школе, стараясь не задеть стенки лабиринта.

 

ЛИСТ 6.

  

Получение приза (школьных принадлежностей). Карандаш тоже помещается в рюкзак

 

ЛИСТ 7.

 

«Загадки о школьных принадлежностях».

Задание: необходимо прочитать загадки, проследить глазами линию для того, чтобы узнать ответ.

Примечание: если детям тяжело проследить по линии, то необходимо провести линию с помощью инструмента Мимио-маркер.

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 8.

 

Получение приза (школьных принадлежностей).

Задание: необходимо вспомнить, про что была Загадка №3 для того, чтобы узнать, что получил Мишутка.

 

 

ЛИСТ 9.

 

«Кроссворд Школьный».

Задание: необходимо прочитать стихи и загадки о школе, разгадать их и правильные ответы поместить в кроссворд.

 

ЛИСТ10.

 

Получение приза (школьных принадлежностей). Ученик кладёт тетради в рюкзак.

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 11.

 

Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка.

 

ЛИСТ 12.

 

 

«Ненужные предметы».

Задание: необходимо найти на картинке предметы, которые не нужны в школе, лишние.

 

ЛИСТ 13.

 

Получение приза (школьных принадлежностей). Авторучка помещается в передний карман рюкзака.

 

ЛИСТ 14.

 

 

«Найди одинаковые предметы»

Задание: необходимо найти одинаковые предметы в каждой строчке

 

ЛИСТ 15.

 

Получение приза (школьных принадлежностей). Ластик помещается в передний карман рюкзака.

 

ЛИСТ 16.

 

 

«Расшифруй пословицу».

Задание: используя имеющийся ключ, необходимо расшифровать известную пословицу о школе и объяснить её смысл.

 

ЛИСТ 17.

 

Получение приза (школьных принадлежностей). Альбом помещается в рюкзак.

 

ЛИСТ  18.

 

«Таблица».

Задание: необходимо найти имеющиеся слова, прочитать их и с помощью инструмента Мимио-маркер вычеркнуть каждое слово отдельным цветом.

 

ЛИСТ 19.

 

Цель: снятие усталости, напряжения с глаз, профилактика нарушения зрения,  физкультминутка.

ЛИСТ 20.

 

 

Получение приза (школьных принадлежностей). Палитра помещается в рюкзак.

 

ЛИСТ 21.

 

«Осень».

Задание 1: необходимо отгадать загадку, для того чтобы узнать в каком месяце Мишутка пойдёт в школу.

Задание 2. Необходимо собрать пазл, для того чтобы узнать в какое время года Мишутка станет первоклассником.

 

 

ЛИСТ 22.

 

 

Ребята должны вспомнить очерёдность получения Мишуткой школьных принадлежностей. Все предметы «укладываются» в рюкзак.

 

ЛИСТ 23.

 

Завершение занятия.

 

Рефлексия. 

Вопросы детям: Что понравилось больше всего? Какое задание понравилось выполнять больше всего?  Что было трудным? Для чего мы играли в эти игры? и т.д.

Ритуал прощания. «Теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки».

 

Список литературы:

 

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – 2-е изд., М.: АРКТИ, 2004.
  2. Осипова А.А., Малашинская Л.И., Диагностика и коррекция внимания. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010.
  5. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.