Любят – не любят?

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
7 пользователей проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Коммуникация, Музыка, Познание, Художественное творчество

Преподаватель: Гончарова Татьяна Евгеньевна — Музыкальный руководитель

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 79 Приморского района Санкт-Петербурга

Добавлено: среда, 31.03.2021

Описание:

«Любят – не любят?»

Цель: Данный мимио-проект создан для ознакомления детей с музыкальными произведениями трёх композиторов: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского и А.К. Лядова, посвящёнными образу Бабы Яги; сравнению и анализу музыки, противопоставлению образов Бабы Яги и Кикиморы. Слушаем и анализируем три произведения «Баба Яга» и «Кикимору», народное сказание для оркестра А.К Лядова.

Задачи:

  • Ввести ребенка в мир музыки, сказки и художественного творчества, воспитать эмоциональное, осознанное отношение к искусству.
  • Развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные и художественные образы.
  • Накапливать запас любимых произведений.
  • Развивать познавательный интерес.                                                                  
  • Развивать умения детей принимать игровую задачу, выполнять игровые действия.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Мимио-проект создан с помощью интерактивных технологий MimioStudio и может использоваться музыкальными руководителями и другими педагогами в качестве музыкально-дидактического пособия. Рассчитан на работу с детьми среднего и старшего (4-7 лет) дошкольного возраста.

Тип проекта: музыкально-дидактический.

Проект предполагает последовательное изучение музыки, начиная от «Бабы Яги» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом». Затем знакомимся с «Избушкой на курьих ножках» М.П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки», потом с «Бабой Ягой» А.К. Лядова. Затем сравниваем три произведения. После этого знакомимся с «Кикиморой» А.К Лядова.

Для включения детей в процесс изучения, активизацию их воображения предлагается вопрос: «Какая Баба Яга - добрая или злая? Любите вы её или нет?» Ответ прослеживаем на протяжении всего проекта.

Знакомство с новым произведением рекомендую начинать с прослушивания аудиозаписи без видеоряда, чтобы не навязывать ребёнку зрительный образ. После этого проговариваем характер музыки, сколько частей в произведении, какими музыкальными средствами она изображается (динамика, темп, ритм – доступными для ребёнка определениями). Затем можно предложить детям подвигаться, изображая Бабу Ягу, нарисовать её. После этого можно приступать к работе с мимио-проектом и затем к просмотру видеоряда.

Современные дети с малых лет знакомы с гаджетами. Поэтому для адаптированного восприятия слайды созданы в виде картинки телефона. И рассказ ведётся от имени Кота Баюна, как беседа его со зрителями и Бабой Ягой.

Проект для удобства навигации разделён на 4 части – «Сказки», «Музыка», «Игры» и «Баба Яга». В первой части («Сказки») мы «входим в проблему» - грусть-печаль Бабы Яги – любят её люди или нет. Вторая часть («Музыка») посвящена музыкальной работе с произведениями. В третьей части («Игры») - предлагаются игры и интерактивные задания. И заключительная четвёртая часть («Баба Яга») подводит итоги предыдущих частей и отвечает на вопрос: «Любят – не любят?»

Для ориентирования в проекте созданы гиперссылки-помощники - кнопки телефона. С левой стороны «круг» – гиперссылка на второй лист - содержание («облако тегов») четырёх частей проекта, «треугольник» - гиперссылка на предыдущий лист, три маленьких кружка справа - гиперссылка на следующий лист. Изображение мухомора на листе – анимация выдвижной области. Изображение скрипичного ключа – звуковой файл. В мимио-проекте 49 листов.

1. Титульный лист

2. «Облако тегов» - содержание четырёх частей проекта. Гиперссылки на содержание каждой из частей.

3. Содержание первой части - «Сказки».

4. Содержание второй части - «Музыка».

5. Содержание третьей части - «Игры».

6. Содержание четвёртой части - «Баба Яга».

1 часть. «Сказки»

7. Звуковой файл на «ромашке» - слова Кота Баюна:

«Да… проблема… Что вы так на нас смотрите? И у нас тоже проблемы бывают… Вот, моя Бабуся-Ягуся печалится: почему её злой считают, детей ею пугают, не любят её?»

8. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«Да, есть и грустные моменты, и страшно бывает. Но, она ведь так никого и не съела! Она же учит жизни, помогает стать сильнее, умнее! Кто из детей попал к Бабусе, всегда выходит победителем из самых безвыходных ситуаций! Вот, в сказке «Гуси-лебеди» девочка накормила мышку, та ей помогла. Сказка «Терёшечка» учит смекалке: не сел Терёшечка на лопату, руки, ноги раскинул и не пролезает в печь. А сказка «Василиса Прекрасная» учит трудолюбию: «поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!» За работу Василиса получила огонь, победила мачеху с её дочерями.»

Три изображения мухомора внизу листа – гиперссылки на выдвижные области. Открываем поочерёдно слева направо на словах кота про сказки.

9. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«А скольким она помогла! Хотя красавицей её не назовёшь, согласен, но в душе она очень добрая - подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Вот, например, Ивану-царевичу в «Сказке о молодильных яблочках и живой воде» коня своего дала, а в сказке «Царевна-лягушка» рассказала Ивану-царевичу, как к дубу со смертью Кощея пробраться, в сказке «Заколдованная королевна» помогла солдату найти свою королевну, в сказке «Финист-Ясный сокол» Марьюшке подарила серебряное блюдечко и золотое яичко, в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что» зятя Андрея научила как найти «то - не знаю, что»: «возьми горшок с парным молоком, в молоке —лягушка, да садись на моего коня, он тебя довезет до огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет».

Пять изображений мухоморов внизу листа – гиперссылки на выдвижные области. Открываем поочерёдно слева направо на словах кота про сказки.

2 часть. «Музыка»

10. Звуковой файл на изображении кота на ступе - слова Кота Баюна:

«Много про нашу Бабусю-Ягусю сказок придумали, и фильмов разных, и мультфильмов! А музыку какую написали! Заслушаешься прямо! Вот, например, у Чайковского Петра Ильича «Баба Яга» в его «Детском альбоме» немного страшновата! Послушайте. Да и то, как сыграть эту музыку! Вот здесь вроде даже и не страшно звучит?»

Нажимаем на верхнюю левую картинку Бабы Яги – звуковой файл из первой части произведения. Затем предлагаем прослушать ту же музыку звукового файла на левом скрипичном ключе. Разбираем, где звучит страшнее? Почему?

Звуковой файл на изображении кота внизу - слова Кота Баюна:

«А если оркестр её сыграет, будет пострашнее!»

Слушаем исполнение оркестра - звуковой файл на правом скрипичном ключе. Говорим о разнице звучания, тембрах.

«В первой и третьей частях «летит» наша Баба Яга в своей ступе, а в средней части ворожит над колдовским зельем над огромным котлом.»

Слушаем музыку звукового файла на средней картинке. Разбираем характер музыки.

Третья картинка Бабы Яги – заключение произведения – «улёт Бабы Яги».

11. После разбора музыки предлагается выложить «ступами» ритм первой фразы произведения. Предварительно предлагаю прохлопать ритм, пропеть или проговорить его.

Маленькие ступы – короткие звуки, большие – длинные звуки.

Изображения скрипичных ключей – звуковые файлы. Для старших детей можно прослушать левый файл (более быстрый), для средних – правый, медленный.

Изображение мухомора – проверка задания.

12. Нажимая последовательно на ступы, «проигрываем» мелодию произведения. «Узнаём» её. Не забываем задержаться на больших ступах – более длинных звуках.

13. Гиперссылки на видео. Верхняя левая картинка – гиперссылка на видеоряд, созданный мной. Нижняя левая – «Союзмультфильм» 1976 года, правая картинка – гиперссылка на современный оригинальный мультфильм.

14. Звуковой файл на изображении кота на ступе - слова Кота Баюна:

«А у Мусоргского Модеста Петровича шикарная музыка про нашу бабушку – «Избушка на курьих ножках» называется! Из сюиты «Картинки с выставки». Это впечатления композитора от картин художника Виктора Гартмана, друга его.

Нажимаем на картинку мухомора – выдвижная область с изображением картины часов.

«Ну, тут прямо размах! Полёт! Удаль молодецкая! Залихватский характер!

Пьесу открывают резкие аккорды.

Нажимаем на изображение зелёного скрипичного ключа на верхней левой картинке – звуковой файл вступления.

«Потом они звучат чаще. Это разгоняется Баба Яга в ступе, поднимается в небо. Ах, как хороша в полёте наша Бабуся!»

Нажимаем на изображение верхней левой картинки – звуковой файл темы.

«А в средней части пьесы музыка другая, тихая, немного тревожная. Так это потому, что колдует Бабушка в своей избушке. Вскоре все умолкает и наступает загадочная тишина. Но не сидится Яге на месте, и опять она летит, наша красавица!

Нажимаем на изображение средней картинки – звуковой файл средней части.

«А вот окончания у пьесы нет. Она сразу переходит в следующую пьесу цикла «Картинки с выставки», «Богатырские ворота».»

Нажимаем на изображение правой картинки – звуковой файл завершения произведения.

Зелёный скрипичный ключ внизу – гиперссылка на всё произведение.

Голубые скрипичные ключи – части произведения в фортепианном изложении в исполнении Святослава Рихтера.

15. После разбора музыки предлагается выложить «ступами» ритм первой фразы произведения. Предварительно предлагаю прохлопать ритм, пропеть или проговорить его.

Маленькие ступы – короткие звуки, большие – длинные звуки.

Изображения скрипичных ключей – звуковые файлы. Для старших детей можно прослушать левый файл (более быстрый), для средних – правый, медленный.

Изображение мухомора – проверка задания.

16. Нажимая последовательно на ступы, «проигрываем» мелодию произведения. «Узнаём» её. Не забываем задержаться на больших ступах – более длинных звуках.

17. Гиперссылки на видео. «Союзмультфильм»

18. Звуковой файл на изображении А.К. Лядова - слова Кота Баюна:

«Вот Лядов Анатолий Константинович совсем другую Бабусю изобразил в своей музыке. Сказочную, волшебную, русскую. А в средней части даже иногда весёлую! Ну, да, борьба тут тоже есть, как же без этого?

Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета нашей Бабы Яги. Основное движение пьесы – пассажи свистящих в унисон струнных и деревянно-духовых инструментов – рисуют полёт в ступе.»

Слушаем вступление – звуковой файл на скрипичном ключе слева на картинке.

«Да, не красавица, и музыка у неё угловатая. Переменчивость инструментов от низкого гнусавого фагота, затем сумрачное звучание бас-кларнета делает её образ несколько корявым.»

Нажимаем на левую картинку – звуковой файл темы Бабы Яги.

Средняя картинка – звуковой файл средней части. Отмечаем более весёлый характер музыки.

Правая картинка – звуковой файл третьей части.

«Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане.»

Скрипичный ключ на правой картинке – звуковой файл «улёта, растворения Бабы Яги».

Скрипичный ключ внизу слева – гиперссылка на полное произведение.

19. После разбора музыки предлагается выложить «ступами» ритм первой фразы произведения. Предварительно предлагаю прохлопать ритм, пропеть или проговорить его.

Маленькие ступы – короткие звуки, большие – длинные звуки.

Изображения скрипичных ключей – звуковые файлы. Для старших детей можно прослушать левый файл (более быстрый), для средних – правый, медленный.

Изображение мухомора – проверка задания.

20. Нажимая последовательно на ступы, «проигрываем» мелодию произведения. «Узнаём» её. Не забываем задержаться на больших ступах – более длинных звуках.

21. Гиперссылки на видеоряд.

22. Звуковой файл на изображении А.К. Лядова - слова Кота Баюна:

«Так ведь это Лядов ещё и про Кикимору, знакомую нашу тоже музыку написал! Народное сказание для оркестра. С программой, отрывком из «Сказаний русского народа» И.П. Сахарова:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честный».

Скрипичный ключ – гиперссылка на полное произведение.

23. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«Так Кикимора – не чета нашей Бабусе Ягусе! Зла на люд честный нет у Бабуси! А Кикимора хоть и злая, да Лядов всё равно её страшной не сделал!

Ну да, жутковатое вступление из-за бас-кларнета.»

Нажимаем на нижнюю левую картинку – звуковой файл вступления.

«Да и тема самой Кикиморы колючая из-за флейты-пикколо с гобоем.»

Нажимаем на верхнюю картинку Кикиморы – звуковой файл темы.

«Но колыбельная «фольклорная» обаятельная, как песня русская!»

Нажимаем на картинку кота с Кикиморой – звуковой файл колыбельной.

«В основной части пьесы всё «стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи».

Нажимаем на нижнюю правую картинку – звуковой файл основной части.

«А заканчивается пьеса жалобным «писком» флейты-пикколо. Убежала? Или исчезла?»

Нажимаем на скрипичный ключ – звуковой файл окончания.

24. После разбора музыки предлагается выложить «ступами» ритм первой фразы произведения. Предварительно предлагаю прохлопать ритм, пропеть или проговорить его.

Маленькие ступы – короткие звуки, большие – длинные звуки.

Изображения скрипичных ключей – звуковые файлы. Для старших детей можно прослушать левый файл (более быстрый), для средних – правый, медленный.

Изображение мухомора – проверка задания.

25. Нажимая последовательно на ступы, «проигрываем» мелодию произведения. «Узнаём» её. Не забываем задержаться на больших ступах – более длинных звуках.

26. Гиперссылки на видео. Верхняя – «Союзмультфильм» 1992 год, нижняя – видеоряд из кадров предыдущего мультфильма Татьяны Бароновой с музыкой А.К. Лядова.

27. Аудио викторина на четыре произведения. Нажимая последовательно на ступы, «проигрываем» мелодию произведений. Отгадываем. Проверяем себя, нажав на знак вопроса – анимированные изображения.

28. «Волшебное зеркало» - отгадываем инструменты, на которых «играет» Баба Яга. Нажимаем на скрипичные ключи (звуковые файлы), отгадываем, проверяем себя, передвигая изображения Бабы Яги в область зеркала. Инструменты: свирель, балалайка, гармошка, гусли, ложки, металлофон.

29. «Оркестр». Дети с помощью волчка выбирают себе музыкальный инструмент, затем «оркеструют» «Бабу Ягу» П.И. Чайковского (звуковой файл на картинке избушки).

Сначала дать возможность детям самим «оркестровать» музыку. Затем проговорить характер произведения, сильные доли, помочь разобрать, какие инструменты должны звучать в разных частях, какими приёмами и когда надо играть на инструментах.

3 часть. «Игры»

30. «Считаем всех гусей». Изображение мухомора – выдвижная область – проверка. Всего 7 гусей.

31. «Пазлы». Изображение мухомора – выдвижная область – целая картинка. Для среднего возраста – открыть изображение перед выкладыванием пазлов.

32. «Добавь Бабе Яге ядовитых растений». Для выполнения этого задания необходимо рассказать детям о вреде и пользе ядовитых растений. Полностью полезные растения заблокированы. Изображение мухомора – выдвижная область – названия растений.

33. Ребус – «Какая трава успокаивает и снимает боль?» Изображения мухомора – выдвижные области – ответ и названия растений.

34. «Каких грибов больше в корзине – мухоморов или бледных поганок?»

Это задание на развитие математических способностей. Можно выложить все грибы и сосчитать, либо решать с ними задачи. Изображение мухомора – анимированный ответ.

35. Изображение картины «Избушка на курьих ножках» художника Виктора Гартмана, под впечатлением от которой М.П. Мусоргский создал своё произведение.

Здесь детям нужно правильно выложить цифры на циферблате часов.

36. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«Найди всех помощников Бабы Яги»

С помощью «волшебного луча» находим 7 «помощников» - мышка, медведь, сова, летучая мышь, ворон, лиса, змея. Изображение мухомора – анимированная проверка.

37. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«Помоги избушкам найти свою тень».

38. «Расположи избушки так, чтобы они не повторялись в каждом ряду». Изображение мухомора – анимированная проверка.

39. «Помоги Бабе Яге создать новую ступу». Изображение мухомора – анимированная проверка.

40. «Что снится Коту Баюну?» Предложить детям пофантазировать. Нажимая на изображения мухомора, «предложить» варианты ответов. Затем нажать на анимированные знаки вопроса – правильный ответ.

41. «О чём мечтает Баба Яга?» Предложить детям пофантазировать. Нажимая на изображения мухомора, «предложить» варианты ответов. Затем нажать на анимированные знаки вопроса – правильный ответ.

42. «Помоги Бабе Яге исправить картину» 6 правильных «заплаток» и 4 неправильных.

43. «Помоги Бабе Яге убрать всех пауков». Путём перетаскивания в корзину убираем пауков. Для старших детей нужно сосчитать всех пауков. Анимированный мухомор – правильный ответ. Всего 11 пауков.

44. «Найди 10 отличий».

45. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«Кто дойдёт до цели?» Лабиринт. Василиса и Иван царевич дойдут до цели (коня и тарелочки с яблочком), Баба Яга не получит ступы, а Кощей – сундука с золотом. Маленькие картинки в кружках – проверка.

4 часть. «Баба Яга»

46. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«А вот скажите, драгоценные вы наши, как бы теперь вы обходились без клубка Бабы-Яги, что направлял героя к нужному месту, который дарила она Ивану?»

Нажимаем на верхний левый мухомор.

«Теперь это ваш навигатор - если следовать за стрелочкой на экране, то непременно попадёшь куда-нибудь!»

Нажимаем на верхнее левое солнышко.

«А с помощью яблока, тарелки и слов заветных Бабуля могла увидеть практически то же самое, что мы сейчас по спутниковому телевидению.»

Нажимаем на верхний правый мухомор и правое верхнее солнышко.

«А её зеркало изначально имело магическую силу!»

Нажимаем на нижний левый мухомор.

«Теперь вам его заменяет ваш телефон – и покажет, и всё, что хочешь расскажет!»

Нажимаем на нижнее левое солнышко.

«А череп с огнём, что дала Бабуля Василисе да, перо Жар-птицы, что свет раньше давали, теперь вам фонари портативные заменяют!»

Нажимаем на центральный верхний мухомор и верхнее центральное солнышко.

«А гусли-самогуды, по версии Бабы-Яги, невероятно полезная в хозяйстве вещь, даже не умея на них играть, можно привести в пляс любого человека. Правда, в некоторых легендах это было смертельно опасное оружие, способное утанцовывать героев до смерти.»

Нажимаем на центральный нижний мухомор.

«У нас в роли гуслей-самогудов выступают аудиоколонки.»

Нажимаем на нижнее центральное солнышко.

«Про ковёр-самолёт, да и ступу Бабы Яги уж и говорить нечего!»

Нажимаем на нижний правый мухомор и правое нижнее солнышко.

47. От лица Бабы Яги читаем детям стихотворение Эдуарда Успенского:

«Про Бабу-Ягу говорят очень глупо:

Нога костяная, метелка да ступа.

И руки кривые, и зубы торчком,

И нос очень длинный и загнут крючком.

Я облик сложившийся быстро разрушу:

Прошу заглянуть в мою чистую душу.

И там вы такие откроете дали,

Каких никогда и нигде не видали.

В душе я добра, хороша, справедлива...

Не так чтобы очень, но все же красива.

И в каждом я только хорошее вижу,

Я даже козявку в душе не обижу.

Но если внутри я добра и прекрасна,

То сверху, снаружи, хитра и опасна.

Я в жизни любого из вас одолею,

А то и убью... Но в душе пожалею...»

Разговариваем с детьми, делимся впечатлениями о характере Бабы Яги. Подводим к выводу, что волшебница она, Баба Яга. Биоэнергетика у неё большая, потому что в лесу живёт. Много знает, много умеет, умеет лечить. Она - повелительница животного мира и сил природы. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа. И все ее злое коварство заканчивается. Без Бабы Яги и сказки не было бы!

48. Звуковой файл на изображении кота - слова Кота Баюна:

«Так вот я и говорю своей Бабусе Яге: «Не печалься, драгоценная наша! Ты же самая мудрая женщина! Всё знаешь, всё можешь! Любят тебя люди! Без тебя бы и сказок не было! А каких замечательных Бабок Ёжек создали поэт Юрий Энтин и композитор Максим Дунаевский в мультфильме «Летучий корабль»! Частушки Бабок Ёжек любят и взрослые и дети!»

Звуковой файл на названии «Частушки Бабок Ёжек», гиперссылка на фрагмент мультфильма «Летучий корабль».

49. Спрашиваем детей: «Какой ответ Баба Яга получила – любят её люди или нет?» «Довольна ли Баба Яга?»

Гиперссылки на материалы проекта:

  1. https://allforchildren.ru/music/4da20.php
  2. https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/a-k-lyadov-skazochnye-kartinki-baba-yaga-volshebnoe-ozero-kikimora
  3. https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/m-p-musorgskij-kartinki-s-vystavki/m-p-musorgskij-izbushka-na-kurikh-nozhkakh-baba-yaga
  4. https://www.philharmonia.spb.ru/compositions/about/7755/
  5. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proekt_baba_yaga_zlaya_koldunya_ili_dobraya_vo_154747.html

Гиперссылка на мимио-проект для 7 версии Windows «Любят - не любят... 7w»: https://drive.google.com/file/d/1nZb6jMsOzfYq18gjpn8Rt0WiNAY0PyUN/view?usp=sharing

 

 

 

 

 

 

 

 

Загрузить:

Binary Data lyubyat_-_ne_lyubyat.ink

Дополнительные материалы:

Файл metodicheskie_ukazaniya_po_rabote_s_mimio-proektom_lyubyat_-_ne_lyubyat.docx