Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

up
142 пользователя проголосовало.
Голосование за проект

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Средняя группа (4-5 лет), Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Коммуникация, Познание, Социализация, Коррекционная педагогика (дефектология), Коррекционная педагогика (логопедия)

Преподаватель: Молодкина Галина Кирилловна — учитель-логопед

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Добавлено: среда, 10.07.2013

Описание:

Методическое пособие к проекту

 «Формирование предложно - падежных конструкций

 у дошкольников с общим недоразвитием речи»

 

         Проект разработан  в соответствии с Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи под редакцией Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.).  

         В проекте реализуются две образовательные области: Познание, коммуникация.

Цель проекта: Овладение нормами речи.

Данный проект является мультимедийной поддержкой логопедических занятий и решает следующие задачи:

 - обучение и  закрепление навыков изменения существительных по падежам;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструкторской) деятельности;

-  развитие свободного общения со взрослыми;

- воспитание заботливого отношения к животным.

         Материал способствует осуществлению индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи в освоении образовательной программы.

Проект  состоит из 19 листов.                                                                                     

Мультимедийные средства: устройство mimio, акустическая система.

«Угадай сказку»

Упражнение  в управлении именительного падежа  единственного числа.

Вопросы:

 - Кто это?

- Что это?

 

Дети собирают пазлы и составляют картинку с изображением сюжета сказки «Три медведя»

Аудиозапись: «Звуки леса».

«Прятки»

Упражнение  в управлении именительного падежа единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Домашние животные и птицы».

Вопросы:

 - Кто спрятался за конурой?

- Кто спрятался за забором?

- Кто спрятался за трубой?

- Кто спрятался под скамейкой?

- Кто спрятался за корытом?

- Кто стоит у  корыта?

 

 

Картинки с изображением собаки, щенка, кошки, котёнка, петуха, курицы, цыплёнка частично спрятаны за предметами.

Дети узнают животное или птицу и методом перетаскивания размещают на дворе.

 Аудиозапись: «Голоса домашних животных и птиц».

 

« От кого ушёл колобок?» 

Упражнение  в управлении родительного падежа единственного числа с предлогом ОТ.

Совершенствование навыков употребления порядковых числительных.

Актуализация словаря по теме: «Дикие животные».

Вопросы:

 - Кого колобок встретил первым?

- От кого колобок ушёл?

 

 

На тропинке цифры, на полянке – картинки с изображением зайца, волка, медведя, лисы.

Дети расставляют картинки методом перетаскивания в определённой последовательности.

 

«В зоопарке»

Упражнение  в управлении винительного падежа единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».

Вопросы:

 - Кого увидели в клетке?

- К кому подошли?

 

Ребёнок с помощью  инструмента МАРКЕР, выбирает цвет и прокладывает дорогу (графический диктант). Если ребёнок правильно справился с заданием, он открывает шторку и проговаривает, кого увидел.

 

«Собери картинку»

Упражнение  в управлении именительного, родительного и винительного падежей  единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Дикие животные».

Вопросы:

 - Кто это?

- Что это?

- Собираем кого?

- Чего не хватает?

 

 

Дети собирают картинку с изображением белки по частям по образцу методом перетаскивания.

 

«Что из чего?

Усвоение категории родительного падежа  единственного числа с предлогом ИЗ

Актуализация словаря по теме: «Продукты питания».

Вопросы:

 - «Из чего делают хлеб?

  (…хлеб делают из теста)

- «Из чего делают сыр?

 (…сыр  делают из молока)

- «Из чего варят компот?

  (…компот варят из фруктов)

- «Из чего готовят суп?

  (…суп готовят из овощей)

 

 

Картинки с изображением хлеба, теста, сыра, молока, компота, фруктов, супницы, овощей.

Дети составляют предложение, и  соединяют пары картинок  с помощью  линии.

Выбирают цвет по желанию

 

«Кому что приготовила Красная Шапочка?»

Упражнение  в управлении дательного падежа единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Дикие животные».

Вопросы:

- Кому приготовила Красная Шапочка яблоко?

- Кому приготовила Красная Шапочка орешки?

- Кому приготовила Красная Шапочка морковку?

- Кому приготовила Красная Шапочка мёд?

 

Картинки с изображением Красной Шапочки, зверей (еж, заяц, белка, медведь), яблока, орешек, моркови, бочонка с мёдом.

Дети извлекают угощение из корзинки и распределяют животным методом перетаскивания (объясняя свой выбор).

 

«На что похоже?»

Упражнение  в управлении винительного падежа единственного числа.

Развитие зрительного  внимания, ассоциативного мышления.

Вопросы:

 - На что похожа змея?

- На что похож подъёмный кран? И т.д.

 

На свете все на всё похожи:

Змея – на ремешок из кожи,

Луна на круглый глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъёмный, 

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

 

 

Картинки с изображением змеи, ремня, подъёмного крана,  журавля, кота, пижамы, луны, глаза.

 

Дети составляют предложение и соединяют пары картинок  с помощью  МАРКЕРА.

Аудиозапись:  стихотворение «На что похоже».

«Девочка нарисовала кого?»

Упражнение  в управлении винительного падежа единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Птицы».

Развитие фонематического восприятия (слухового внимания - определение птицы по её голосу).

Вопросы:

 - Кого нарисовала девочка?

 

 

Картинки с изображением  птиц (синица, воробей, ворона, филин) гнездо, зёрнышки, вода, закрыты шторками. Ребёнок определяет по звуку,  (кого) нарисовала девочка. Аудиозапись: «Голоса  птиц».

«О чём мечтает мальчик?»

Упражнение  в управлении предложного падежа единственного числа с предлогом О.

Актуализация словаря по теме: «Игрушки».

 

 

Картинка с изображением мальчика.

Картинки с изображением  машинки, танка, мяча, мишки закрыты шторками.

Дети отгадывают загадки, открывают картинки и составляют соответствующее предложение.

 

«Угадай-ка»

Упражнение  в управлении творительного падежа единственного числа с предлогом С.

Актуализация словаря по темам: «Посуда»,  «Фрукты», «Ягоды», «Продукты питания».

Вопросы:

- С чем ведро, если в нём: вода, песок, снег?

- С чем корзина, если в ней: яблоки, груши, грибы?

- С чем банка, если в ней: клюква, малина, компот?

 

 

Внизу картинки с изображением ведра, корзинки, банки.

Вверху –  с изображением воды, песка, снега, клубники,  малины, смородины яблок, груш, грибов.

Дети расставляют картинки методом перетаскивания и составляют предложения..

 

«Кто кем был?

Усвоение категории творительного падежа  единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Домашние животные».

Вопросы:

- Кем была корова?

 Корова была телёнком.

- Кем была коза?

Коза была козлёнком.

- Кем была собака?

Собака была щенком.

- Кем была кошка?

Кошка была котёнком.

- Кем была лошадь?

Лошадь была жеребёнком.

- Кем была свинья?

Свинья была поросёнком.

 

 

Картинки с изображением коровы, телёнка, козы, козлёнка, овцы, ягнёнка, собаки, щенка, кошки, котёнка, лошади, жеребёнка, свиньи, поросёнка.

Дети перемещают картинки и составляют пары.

 

Аудиозапись «Голоса домашних животных и птиц».

 

 

«Чудо-дерево»

Закрепление навыков изменения существительных в единственном и множественном числе  по падежам.

Вопросы:

- Что висит на дереве?

- Кому нужны глобус, указка, мел?

(глобус, указка, мел ...... нужны Знайке)

- Кто из весёлых человечков будет рад пирожным, конфеткам? (......Пончик)

- Кому нужны для работы вата, шприц, градусник?  (......Доктору Пилюлькину)

- Кем работает Тюбик? (...... Художником)

- Что Тюбику нужно для работы?                   (...... карандаши, краски, кисти, палитра ......)

 

 

В центре находится картинка с изображением Чудо-дерева, на котором маленькие картинки: глобус, указка, конфета, краски, шприц, градусник, нитки, игла…

Весёлые человечки – вокруг дерева.

Дети отвечают на вопрос и расставляют соответствующие картинки методом перетаскивания.

 

«Чья вещь?

Усвоение категории родительного падежа  единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Одежда».

Вопросы:

- Что это?

- Чья вещь??

 

 

Дети вытаскивают вещи для мальчика и девочки из коробки и распределяют по шкафам методом  перетаскивания.

«Кого увидел Айболит?»

Усвоение категории родительного падежа  множественного числа.

Актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».

Вопросы:

 - Кого увидел Айболит?

 

 

Дети с помощью волчка определяют, кого увидел Айболит.

«Кто чем защищается?»

Усвоение категории именительного и творительного падежей  единственного и   множественного числа.

Актуализация словаря по теме: «Домашние животные».

Вопросы:

 - Кто это?

 - Чем защищается корова?

- Чем защищается кошка?

- Чем защищается собака?

- Чем защищается гусь?

 

 

Картинки животных зашумлены. Дети узнают  животное, убирают методом перетаскивания зашумлённость и отвечают кто чем защищается.

Аудиозапись «Голоса домашних животных и птиц».

 

«Что за чем?»

Усвоение категории творительного падежа  единственного числа.

Актуализация словаря по теме: «Времена года».

Вопросы:

 - Что за чем?

- Кто к какой картинке подойдёт?

 

 

Дети с помощью волчка  определяют последовательность времён года.

«Где мы были, что мы видели?»

Закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа.

Актуализация словаря по темам: «Лес. Деревья. Грибы», «Сад. Фрукты», «Огород. Овощи».

Вопросы:

 - Где ты был?

- Что ты видел?

 

Картинки с изображением сосен, елей, грибов (лес), яблок, груш, абрикосов (сад), пугала, помидоров, огурцов, лука (огород), лягушек, цапль (болото).

 Дети с помощью волчка  определяют, куда они попали и отвечают на вопросы.